Якушева Ирина
Занятие по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произношением звука «с» и «сь»;
- учить правильному произношению звука «с» в словах, в слогах, предложениях.
Развивающие :
- развивать фонематический слух детей;
Публикация «Занятие по речевому развитию в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать внимание, мышление, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски бумаги по количеству детей, картинки: сова, самолет, собака, снег, сосулька, солнце, игрушка мягкая сорока - белобока, тазик с водой, ковш, магнитная доска.
Ход занятия
Дети сидят столами, поставленные полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл очень необычный гость, а как его зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхает,
Когда мы молчим.
Дети: Это язык. (Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинку языка)
Воспитатель: Ребята сейчас я вам расскажу сказку, а вы слушайте внимательно. Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (Воспитатель вывешивает картинку рот - домик языка). Домик открывается и закрывается. Давайте вместе откроем и закроем ротик. (Медленно смыкают и размыкают зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".
Ребята, давайте выпустим Язычок погулять, а потом вернем его обратно.
Воспитатель: Язычок любит не только погулять, он ещё любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и".Ребята, хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и".
Дети: Поют негромко вместе с воспитателем.
Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода. (Воспитатель набирает из тазика воду в ковш и начинает лить её сначала медленно, затем быстрее и совсем тихо)
- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.
- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)
Воспитатель: Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Дети: поют «Песенку воды» : «С-с-с-с»
Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".
Давайте послушаем, как песня воды получается у Никиты. (Воспитатель вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе ещё раз.
Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто ( вот так: с…с…с…с, то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним, и разрешите ветерку потанцевать.
Дети: Подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с».
Воспитатель: Ребята, мы на ножки все встаём и немного отдохнём. Физминутки нам нужны, для детей они важны!
Физминутка:
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо.)
Будто опять закружиться хотят. (Снова кружатся на носочках.)
Воспитатель: Посмотрите: сейчас я буду петь «Песню воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?
Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске бумаги.)
Воспитатель: Теперь у вас тоже есть такая волшебная полосочка. Поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды» : С-с-с-с.
Дети подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды» : С-с-с-с.
Воспитатель: Настя спой песенку воды, а мы посмотрим что происходит с твоей полосочкой.
Дети по очереди дуют на свои полосочки, а остальные дети наблюдают и ждут своей очереди.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла мешочек. У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?
(Воспитатель проводит с детьми игру. Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.)
В сахарнице хранят сахар.
На стуле сидят.
Бусы носят.
(Пылесос, часы, солонка, кисточка, свечка, свистулька, краски).
Ой, спасибо вам ребята, теперь я знаю для чего нужны эти предметы.
Пока мы играли, Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок?
Дети: «Са-са-са».(Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)
Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".
Дети повторяют хором и индивидуально.
Воспитатель: А потом наш Язычок придумал интересные стихи, давайте их повторим:
Су-су-су -ягоды в лесу.
Ус-ус-ус -на елке много бус.
Са-са-са- у сосны стоит лиса.
Ас-ас-ас - какой вкусный ананас!
Со-со-со- лиса катит колесо.
Ос -ос-ос- в саду много ос.
Ся-ся-ся- Костя ловит карася.
Сы-сы-сы -у Семена нет косы.
Ось–Ось-Ось -в реке живет большой лосось.
Си-си-си- уехало такси.
Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки, кто угадает правильно, поднимает картинку:
У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
Отдыхает только днём. (Сова)
Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (Снег)
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт. (Сосулька)
Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её… (Собака)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь и громко стрекочет. (Воспитатель вносит в группу игрушку сорока-белобока) и начинает читать русскую народную песенку «Сорока, сорока…»
Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей скликала
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости — на двор,
Кашицу — на стол.
Воспитатель повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко?
Дети: Песенку водички.
Воспитатель: Ребята, кто сегодня приходил к нам на занятие?
Дети: Язычок.
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии?
Дети: Сегодня на занятии мы играли с Язычком, пели песенки и чистоговорки, играли, отгадывали загадки.
Воспитатель: Семён, что тебе сегодня понравилось, запомнилось на занятии?
А тебе, что больше всего запомнилось Вика?
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, с каким звуком мы с вами сегодня играли?
Дети: Звук С И Сь.
Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь, можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. — Тема: «Звук с»)
Литература:
В. В. Гербова Занятия по развитию речи.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.