Светлана Чудайкина
Конспект занятия по речевому развитию детей 3–4 лет «Кошка с котятами»
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о внешнем виде кошки, упражнять детей в соотнесение слов и действия в пальиковой гимнастике.
2. Учить составлять описательный рассказ о кошке, котятах.
3. Активизировать в речи слова и словосочетания / признаки объекта: пушистая, гладкая, острые когти, лакает молоко, мурлыкает/.
4. Закреплять умение различать цвета.
Развивающие :
1. Развивать речевую активность через игровые действия.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию детей 3–4 лет „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Содействовать развитию восприятия : зрительного, слухового, тактильного при обследовании игрушек.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать взрослого.
2. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
Методы и приё мы:
• Словесные: загадка, вопросы, рассказ-описание воспитателя, художественное слово, звучание магнитофонной записи, инструкции воспитателя.
• Наглядные: рассматривание кошки и котят, образец действия, подбор клубочков нужного цвета.
• Практические: Пальчиковая гимнастика «Котёнок»
• Игровые: сюрпризный момент, появление игрового персонажа, п/и “Раз, два, три – клубочек лови”, игровые действия.
Материал:
Игрушка кошка, корзинка, игрушечные котята на каждого ребёнка, ленты для бантов, клубочки ниток разных цветов, магнитофон, кассета.
Предварительная работа:
Занятия по развитию речи, чтение книг, стихов о домашних животных, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций с домашними животными, д/и “Домашние и дикие животные”, д/и на различение цвета “Найди свой домик”.
Индивидуально дифференцированная работа:
Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей. – высокий уровень, - средний уровень; - низкий уровень
От детей с высоким уровнем развития (Маша Н., Даша Г., Данил Е.) добиваться ответов предложениями из 2-3 слов.
К детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей /Даша Р., Кирилл Д. /.
При обследовании кошки Стеша С., Даша Н. (Х - ноги) будут сидеть на перевернутом стуле.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то скребёт за дверью. / Выглядывает
за дверь и возвращается/.
Воспитатель: Ребятки к нам пришла гостья, угадайте кто она?
Умывалась утром лапкой,
Сидя на окошке
Кто же в гости к нам пришёл?
Серенькая…
Дети: Кошка.
Воспитатель: А как вы узнали?/Ответы детей/
Правильно, конечно, это кошка.
Воспитатель за кошку : Здравствуйте! Как мне приятно, что вы отгадали
про меня загадку. Я думаю, вы очень любите кошек и котяток.
Воспитатель: Какая красивая кошка Мурка. Давайте посмотрим, что у кошки есть? Ответы детей - шёрстка.
Воспитатель – Даша, а какая у неё шёрстка?
Ответ - /Пушистая, мягкая, гладкая. /
Воспитатель - А что у кошки ещё есть?
Ответы детей / Ушки, глазки, розовый носик,
Усы, длинный пушистый хвост, лапки с когтями /.
Воспитатель - Что она любит?
Ответы детей : /Лакать молоко, мурлыкать /.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какой я рассказ придумала о кошке Мурке.
«Это кошка Мурка. У неё пушистая мягкая шёрстка. На голове маленькие ушки, чёрные глаза. Хвостик длинный пушистый. Кошечка любит лакать молоко, она мяукает.»
Воспитатель: А кто мне сам хочет рассказать какая кошка Мурка?
/ Дети рассказывают о кошке /.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите изобразить кошку? / Ответы детей /.
Осторожно словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и кольцом свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
Спинку я прогну немножко.
А теперь крадусь, как кошка,
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком,
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
Воспитатель: Что-то мы давно не видели нашей кошки Мурки. Вы про
неё не забыли? Тихонько заглянем в корзинку, где она всегда
спит. / Дети и воспитатель подходят к корзине, в этот момент незаметно
включается магнитофонная запись с плачем котяток /.
Воспитатель: Кто-то плачет! Вы не плачете? – спрашивает детей.
А кто? /высказывание детей /.
Дети садятся вокруг корзины с кошкой.
Воспитатель: Ой, какая радость! Наша кошка Мурка в корзинке не одна.
Кого вы ещё видите в корзинке? / ответы детей /.
Воспитатель: Да, у нашей кошки Мурки родились котята. Здравствуйте,
Котята! / Дети повторяют приветствие /.
Воспитатель: Ребята, почему же они плачут? / Ответы детей /. Может им скучно? Давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите познакомиться с котятами?
/Дети просят разрешения у мамы кошки взять котяток на руки, любуются ими, гладят.
По просьбе воспитателя называют какого цвета шёрстка у котёнка –
серенькая, беленькая, чёрненькая. Какие котятки? / маленькие,
пушистые /. Как их назвать ласково? / котятки /.
Воспитатель: Интересно, а как зовут котяток? / дети называют разные имена /.
Воспитатель: Котята не откликаются, наверное у них нет ещё имён.
Давайте поможем кошке Мурке, подберём каждому котёнку своё имя.
/ Дети вместе с воспитателем придумывают имена котятам /.
Воспитатель: Вы знаете, в какие игры любят играть маленькие котята?
/ Ответы детей /.
Воспитатель: Да. Кошки и особенно маленькие котята любят играть с клубочками из ниток. Где же нам их взять? /находят корзину с клубочками, обращая внимание на их цвет/.
Воспитатель: Давайте, повеселимся вместе с котятками, поиграем в игру.
П/и “Раз, два, три – клубочки лови”
Только будьте внимательны, надо выбрать клубочек такого же цвета, что и бантик у котёнка.
Кошка Мурка идёт
И корзиночку несёт.
Села тихо в уголочке,
Вяжет деточкам чулочки.
Посидела, повязала
И клубочки растеряла.
Как же мне вязать чулочки?
Где же, где мои клубочки?
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали
Раз, два, три – клубочки лови!
Воспитатель рассыпает по ковру клубочки, а дети вместе с котятами собирают их в корзинку. Воспитатель вместе с кошкой Муркой проверяют, как дети выполнили задание.
Воспитатель: Кошка Мурка очень рада, что мы подружились с котятами.
Теперь кошка и котята будут жить в нашей группе. А мы поможем
Мурке ухаживать за ними. Сейчас пора их кормить.
Дети идут в игровой уголок, “кормят котят, укладывают спать ”.