Анастасия Спиридонова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в Простоквашино. Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема конспекта по речевому развитию в старшей группе :
«Путешествие в Простоквашино»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные».
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать глагольную лексику;
- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в Простоквашино, Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать артикуляционную моторику; плавный, длительный выдох; творческие способности;
- развивать умение соотносить слова с текстом.
Воспитательные:
- формировать доброе отношение к домашним животным, умение работать в коллективе, инициативность.
Материалы и оборудование: магнитная доска, двусторонний скотч, картинки с изображением животных (кошка, кролик, лошадь, корова, овца, коза, свинья, собака, дождик; корзинка: сено, коробка или бутылка молока, косточка, капуста, морковь, картошка, овёс; маски домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, коза, овца); аудиозапись «Звуки в деревне», «Стук колёс поезда», ноутбук, костюм Матроскина, дорожка голубого цвета, ребристая доска, три ели, домик, заборчик, стульчики, стол; следы животных, изображения лужайки с солнышком и тучками; конверт с письмом и картой.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», разучивание: физкультминутки, артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1. Вводная часть (3 мин.)
(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал. У входа стоит корзина с гостинцами и письмом.)
Учитель- логопед: Ой, ребята, что это?
Дети: Это корзинка
Учитель- логопед: Как вы думаете, почему она здесь?
Дети: Корзину кто-то забыл, нам принесли подарки.
(Дети рассматривают корзину, находят в ней письмо и отдают воспитателю. Учитель-логопед читает письмо.)
«Дорогие ребята, пишет вам Дядя Фёдор. Пожалуйста, отвезите мои гостинцы коту Матроскину в деревню Простоквашино для его домашних животных. Сам отвезти не могу, уехал на курорт с мамой и папой. Матроскин живёт далеко, лучше ехать на поезде. Схему маршрута прилагаю. Спасибо. Ваш друг Дядя Фёдор»
Учитель- логопед: Что же нам делать?
Дети: Давайте рассмотрим карту маршрута и отвезём гостинцы Матроскину в Простоквашино.
2. Основная часть (14 мин.)
Учитель- логопед: Чтобы попасть в Простоквашино, необходимо сесть в поезд, доехать до реки, переехать реку по мосту, заехать в лес, объехать вокруг ёлочек, выехать из леса, подъехать к деревне. Давайте повторим маршрут? (Дети рассматривают схему, повторяют глаголы)
Учитель- логопед: Решено, мы отвезём гостинцы Матроскину. Я буду паровозом, а вы вставайте друг за другом в колонну. Давайте изобразим поезд. Колё са у него стучат вот так: //-//-//-//-//. (Воспитатель с детьми отстукивают ритм «Тук-тук-тук-тук») Готовы?
Дети: Да.
Учитель- логопед: Поехали! А ехать веселее с музыкой.
(Звучит музыка, дети с воспитателем отправляются в Простоквашино.)
Учитель- логопед: Вот мы и приехали в Простоквашино.
(Звучит аудиозапись с голосами домашних животных.)
Учитель- логопед: Дети, что вы слышите? Голоса каких домашних животных вы узнали?
Дети: Мычит корова, лает собака, хрюкает свинья, мяукает кошка, блеет овца, ржёт лошадь.
Учитель - логопед: Дети, кто это нас встречает? (Выходит воспитатель в образе Матроскина).
Матроскин: Здравствуйте, ребята.
Учитель - логопед и дети: Здравствуй, Матроскин, мы привезли гостинцы твоим животным. Их прислал Дядя Фёдор. (Отдаёт корзинку Матроскину)
Матроскин: Давайте посмотрим, кому из моих животных, что нужно?
(Дети достают сено, молоко, косточку, морковь, капусту, картошку, овёс и объясняют свой выбор.)
Дети: Молоко лакает кошка. Сено ест корова. Капусту и морковь любит кролик, а косточку мы отдадим собаке. Овсу будет рада лошадь.
Учитель- логопед: А где же твои животные?
Матроскин: Они поспорили и спрятались, никак не могу их найти? Что же мне делать? (Дети предлагают свою помощь).
(На магнитной доске на уровне лица детей прикреплены закрытые «дождиком» картинки с изображением домашних животных : лошадь, коза, овца, собака, кошка, кролик).
Учитель- логопед: Решено, мы поможем Матроскину найти животных. Подуйте на картинку и скажите, кто там спрятался? Сначала задание выполнит мальчик в белой футболке, девочка в красном платье и т. д.
(Дети определяют, кого вызвал воспитатель, и подходят к картинкам. Дуют на картинку с «дождиком» и говорят, кто изображён на картинке.)
Учитель- логопед: Матроскин, дети нашли всех твоих животных.
Матроскин: Спасибо, вам, дети.
Матроскин: У меня в деревне весело живётся. А у вас в Октябрьском, наверно, нет домашних животных?
Дети: Есть. Это кошки, собаки.
Учитель- логопед: Давайте поиграем и покажем Матроскину котёнка. Вокруг себя повернитесь и в котяток превратитесь! Повторяйте движения вместе со мной.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь, (Дети идут на носочках)
Лягу и в кольцо свернусь (Приседают)
А теперь пора проснуться.
(Встают и потягиваются)
Распрямиться, потянуться.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком (Изображают, что лакают молоко)
И опять свернусь колечком
Возле бабушкиной печки. (Приседают)
Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!
Учитель- логопед: Моя кошка тоже лакает молоко из чашки. Давайте сделаем чашечку из язычка (артикуляционное упражнение «Чашечка»). А лакает она вот так! (артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»). Ещё она бегает за клубочком туда обратно (артикуляционное упражнение «Маляр»).
Матроскин: А у меня лошадь громко цокает копытцами (артикуляционное упражнение «Лошадка».)
Учитель- логопед: Матроскин, а о чём поспорили твои животные?
Матроскин: Вышли животные на лужок и стали спорить, кто из них самый полезный в хозяйстве. Каждый из них доказывал, что именно он больше всех нужен хозяину.
Матроскин: Ребята, вспомните сейчас, какую пользу приносит человеку каждое домашнее животное.
Дети: Корова даёт молоко. Овца даёт мягкую тёплую шерсть. У козы вкусное полезное молоко и лёгкий пух. Собака охраняет дом, помогает спасателям и пожарным и т. д. Кошка ловит мышей, поднимает настроение одиноким людям. Лошадь перевозит тяжёлые грузы, пашет землю.
Матроскин: Давайте сочиним сказку «О пользе домашних животных».
Возьмите шапочки животных, наденьте их и расскажите от имени животных, какую пользу они приносят людям. Не забывайте говорить голосом своего животного, подражать ему. Присядем в круг на ковёр и придумаем сказку. Я начну сказку, а вы продолжите.
Матроскин: Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека.
Овца заблеяла: «Бе-е-е» Я даю человеку замечательную тёплую шерсть. Я – самое нужное животное.
Собака залаяла: «Гав-гав» Я охраняю дома, хозяйку. Смотрю, чтобы хулиганы не лезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
В спор вмешалась корова: «Му-у-у» Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое полезное домашнее животное.
Коза возмутилась: «Ме-е-е.»Я тоже даю молоко да ещё и чудесный тёплый пух. Я – самое полезное домашнее животное».
Лошадь, дослушав козу, сказала: «Иго-го» А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять тяжёлую работу. Я – самое полезное домашнее животное.
Учитель- логопед: В это время вошёл Матроскин и сказал.
Матроскин: Все вы очень нужны, все приносите большую пользу мне и моему дому.
Учитель- логопед: И все животные закивали головами.
Учитель- логопед: Так кто же самый полезный и самый нужный?
Дети: Все животные нужны, Матроскин всех одинаково любит.
Матроскин: Окончили животные свой спор, все остались довольны, что хозяин их любит, подружились и стали ласково друг друга называть. Ребята, давайте и мы ласково назовём их.
Дети: Собачка, козочка, лошадка, овечка, кошечка, коровушка.
Матроскин: Спасибо, ребята, что помогли помирить животных. Вы порадовали меня своим приездом. Я вам гостинцев собрал. Возьмите корзинку с моими любимыми конфетами «Коровка». Приезжайте ко мне летом. До свидания!
Дети: До свидания, Матроскин.
3. Заключительная часть (3 мин)
Учитель- логопед: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад! Садимся в поезд! (Под музыку дети «едут» в детский сад.)
Учитель- логопед: Мы вернулись в детский сад. Что больше всего запомнилось в путешествии?
Дети: Запомнилось, как искали животных. Мне понравилось узнавать животных по голосу. Мне понравилось сочинять сказку.
Учитель- логопед: Если в путешествии со всеми заданиями вы справились легко и быстро, приклейте следы животных на тропинку, где светит солнышко. Если задания были для вас сложными, разместите их на тропинке с тучками. (Дети размещают «следы животных» на ватмане с изображением тропинок).
Учитель- логопед: Мне очень понравилось путешествовать с вами. До свидания!