Татьяна Курлина
Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Учить составлять описательный рассказ об Урале с опорой на план-схему. Учить рассказывать последовательно, используя грамматически правильные фразы, обогащая рассказ качественным словарем. Активизировать знания и словарь по теме «Наш край - Урал».
• Упражнять в образовании однокоренных слов; употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.
• Развивать пространственную ориентировку. мыслительную деятельность (сравнение, обобщение).
Публикация «Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе, Составление рассказа об Урале с использованием плана-схемы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• Совершенствовать навыки объяснительной речи. Воспитывать интерес, любовь к родному краю.
Оборудование: кукла Хозяйка Медной Горы, план-схема, пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города, физическая карта России, предметные картинки диких животных, деревьев, ягод, коллекция уральских минералов, портрет и книги П. П. Бажова.
Ход занятия
Дети заходят в группу, их встречает Хозяйка Медной Горы (педагог).
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. Вы догадались, кто я?
Дети: Хозяйка Медной Горы.
Хозяйка: Вы знаете, в каком крае я хозяйничаю?
Дети: На Урале.
Хозяйка: А как называется край, где вы живете? Дети: Урал.
Хозяйка: Конечно, это Урал, удивительный, очень красивый. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию по этому чудесному уголку родной земли.
Дети подходят к карте России.
Педагог: Это карта нашей большой страны, которая называется. (Россия).
Урал - это часть России, он находится почти в самом центре. Кто найдет
на карте Урал? (Педагог показывает Урал, затем - дети.)
А это город Верхний Уфалей, в котором мы живем. Кроме нашего города, на
Урале много других больших и маленьких городов. Назовите, какие вы
знаете?
Дети: Екатеринбург, Касли, Кыштым, Челябинск, Нязепетровск, Озерск (педагог показывает города на карте).
Педагог: В городах много жителей, их в каждом городе называют по-разному: в Уфалее - уфалейцы, а в Челябинске?
Дети: Челябинцы.
Педагог: В Каслях? (Каслинцы.)
В Екатеринбурге? (Екатеринбуржцы.) А жители всего Урала - это. (Уральцы.)
В группе расставлены картины с видами Урала. Дети подходят к ним по очереди. Перед детьми лесной пейзаж.
Педагог: Урал - очень богатый край. А чем богат Урал? Вот вам первая подсказка: куда мы пришли? (В лес.) Чего много в нашем лесу?
Дети: (отвечают с помощью педагога) Деревьев, грибов, ягод, животных, лекарственных растений.
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
На столе разложены предметные картинки животных, деревьев, ягод, характерных для Урала, и несколько лишних (например, пальма, банан, жираф, т. д.). Дети находят и убирают лишние картинки с объяснением, почему эта картинка лишняя.
Дети: Лишняя - пальма, потому что она не растет на Урале. Лишний - жираф, потому что он не водится в нашем лесу.
Затем дети объединяются попарно, каждой паре дается картинка (лиса, сосна, малина, т. д., дети выбирают картинки, которые подходят к данной, и объясняют свой выбор.
Дети: К лисе подходит волк, потому что это дикие животные Урала. К сосне подходит береза, так как эти деревья растут на Урале.
Перед детьми пейзаж озера.
Педагог: Вот еще богатство Урала. Вы догадались, чего еще на Урале много? Дети: Озер.
Педагог: А в озерах водится много. Дети: Рыбы.
Педагог: Как называется речка, которая протекает в нашем городе?
Дети: Река Уфалейка.
Педагог: А какие озёра есть около Верхнего Уфалея? (Иткуль, Аракуль).
Педагог: Какие озера вы еще знаете?
Дети: Силач, Сунгуль, Увильды.
Педагог: Расскажите, какие на Урале озера?
Дети: Большие, маленькие, глубокие, чистые, красивые.
Перед детьми пейзаж Уральских гор.
Педагог: Чего еще на Урале много?
Дети: Гор.
Педагог: Уральские горы невысокие, зато богаты разными полезными ископаемыми (Дети рассматривают коллекцию уральских минералов.) Какие полезные ископаемые, драгоценные камни, камни-самоцветы вы знаете?
Дети: Железо, уголь, золото, яшма, малахит.
Педагог: Да, и хозяйка всех этих богатств - я. А вы знаете, как я появилась?
Меня придумал знаменитый уральский писатель-сказочник. Вы должны знать, как его зовут.
Дети: Павел Петрович Бажов.
Педагог: Какие его сказы вы знаете?
Дети: «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка». «Хозяйка Медной Горы». Педагог сопровождает ответы детей показом соответствующих книг.
Физминутка. Пляска «Уральский хоровод».
Педагог: Вам понравилась наша экскурсия? Интересен наш край Урал? Я надеюсь, что вы уже многое знаете об Урале, и сможете рассказать? Вам поможет вот этот план. (Краткий разбор пунктов плана-схемы-
Первая подсказка - название нашего края, вторая - местоположение Урала на карте России, третий пункт подскажет, что надо рассказать о городах Урала, дальше вы рассказываете о лесах, озерах и реках, о наших Уральских горах, чем они богаты; кто много знал и писал об Урале; а восклицательный знак просит вас высказать свое отношение к Уралу. А кто составит интересный рассказ, тому я подарю на память уральский камушек.
Образец рассказа.
Я расскажу про Урал! Урал находится в центре России. На Урале есть много больших и маленьких городов и деревень. Я знаю города: Челябинск, Екатеринбург, Озерск, Касли Кыштым. Жителей Урала называют уральцами, жителей Челябинска - челябинцы, в Каслях живут каслинцы. Мы живем в городе Верхнем Уфалее, его жители - это уфалейцы.
На Урале много озер и рек. В нашем городе течёт река Уфалейка. Около города находятся озёра Иткуль и Аракуль. Эти озера большие, глубокие, чистые, красивые. В них водится много рыбы.
Еще на Урале есть озера Сунгуль, Силач, Увильды, Аргази. Урал богат лесами. В уральских лесах растут сосны, ели, березы, осины, рябины, ивы. Леса богат грибами, ягодами, лекарственными растениями. В лесах живет много разных животных медведи, волки, лисы, зайцы, ежи, белки, рыси, лоси.
На Урале есть горы. Они не очень высокие, зато богаты полезными ископаемыми. Из - под земли добывают железо, уголь, золото, драгоценные камни.
О нашем крае много произведений написал уральский писатель Павел Петрович Бажов. Я знаю его сказы «Серебряное копытце», «Малахитовая Шкатулка», «Хозяйка Медной горы».
Я люблю свой край.
Рассказы детей.
Подведение итогов, поощрение детей.