Наталья Жук
Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в зимний лес»
Занятие по развитию связной речи по теме «Путешествие в зимний лес». Всё занятие построено в форме сказочной игры, где дети попадают в зимний лес и помогают животным в беде. Вы окунётесь в мир сказки, в котором дети без принуждения составляют по картинно-графическим схемам описательные и повествовательные рассказы, решают логические задачки и через игру формируются лексико-грамматические категории.
Публикация «Занятие по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели: расширение и конкретизация представлений о диких животных. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже и согласование их в предложении с глаголами).
Коррекционно-развивающие цели : развитие связной речи, памяти. Закрепление умения последовательно выстраивать ход событий и составлять связный, грамматически правильный рассказ цепной организации по предметно-графической схеме.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, коллективизма, воспитание толерантности.
Ход занятия
I. Организационный момент:
(Дети полукругом стоят на ковре перед ними графическая схема «Признаки зимы»).
– Ребята, к нам с неба спустилась снежинка, а на ней загадка:
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.
– Когда это бывает?
Снежинку в руки вы возьмите
И о зиме вы расскажите.
(Дети передают снежинку по кругу и называют признаки зимы по созданной схеме).
– Зимой день короче, а ночь длиннее.
– Зимой идёт снег.
– Зимой дует ветер, метёт метель.
– Зимой на земле лежат глубокие сугробы.
– Зимой небо хмурое.
– Зимой речки затянуты льдом.
– Зимой все деревья спят покрытые снегом.
– Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.
– Зимой дикие животные меняют шубку на тёплую и пушистую. Мишка спит в берлоге. Лисичка и волк бродят по лесу и ищет себе еду. Зайка меняет шубку с серой на белую. Белочка меняет шубку с рыжей на серую. Лось ходит по лесу и есть кору с деревьев.
– Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду (перечисление).
– Зимой люди на речках из проруби ловят рыбу.
– Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.
– Зимой приходит весёлый праздник Новый год.
II. Введение в тему: повторение пройденного материала.
– И в города, и в леса пришла долгожданная зима. Ребята, а кого же зимой можно увидеть в зимнем лесу?
Дети: (2 – 3 ответа)
– Лисицу, которая бегает по лесу и ищет себе еду.
– Берлогу, в которой спит бурый медведь.
– Зайца, который прыгает по снегу и ищет кустик, у которого можно спрятаться.
– Ребята, а как можно назвать этих лесных жителей?
Дети: Это дикие животные.
– Почему их называют дикими?
Дети: Потому, что они живут вдали от человека, в лесу.
– Каких ещё диких животных вы знаете?
Дети: (перечисляют диких животных).
III. Д/игра «Лесная семейка».
(учитель-логопед замечает письмо, открывает его и читает)
– Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил,
Наступила темнота.
Кто на улицу попал,
Заблудился и пропал.
Вы ребята, помогите,
Нам детенышей верните.
– Что же дети, будем делать? (ответы детей).
– Палочку волшебную возьму,
Вас в зверей всех превращу.
И детёнышей найдем.
(Дети берут с ковра иллюстрации животных и объединяются друг с другом, чтобы получилась семья).
Дети: (садятся за столы по три человека с картинками).
– Я мама лиса.
– Я папа лис.
– Я маленький лисенок.
– Чья у вас семья?
Дети: Лисья. И т. д.
IV. Составление описательного рассказа по графической схеме.
– Вот так радость, нашли зверята друг друга в лесу, только вот беда, в такую темноту невозможно ни домика своего отыскать, ни еду. Ох, пропадут звери дикие в лесу, пропадут.
– Ребята, помогите животным дом отыскать и еду. Всё что нужно с ковра возьми и в домик свой унеси.
(В группе стоят 4 стола для каждой «звериной семьи», на них лежат графические схемы, дети дополняют свои схемы нужными графическими деталями и готовятся к составлению рассказов).
Примерный описательный рассказ «Лиса»
– Молодцы ребята, помогли лесным жителям. А сейчас, палочку волшебную возьму, всех ребят в детский сад верну.
V. Д/игра «Прятки» :
(Воспитатель хлопает 3, 4, 5 раз, а дети ищут по группе картинку с таким количеством животных, и составляют предложение, например: «4 больших лося стоят возле деревьев и едят кору»).
– Мы немного отдохнем
И играть сейчас пойдем.
Только, уговор, сколько раз я хлопну,
Столько животных на картинке вы должны найти.
Итог занятия :
– Вот и закончилось наше зимнее путешествие.
– Что вам понравилось?