Елена Потапова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Закрепление и уточнение знаний о птицах; активизация словаря по теме «Птицы».
- Воспитание интереса к окружающей среде, бережного к ней отношения.
- Развитие чувства взаимопомощи.
Оборудование: Персонаж из пальчикового театра Кар Карыч; картинки с изображением птиц; аудио записи голосов птиц и композиции П. Мориа «Жаворонок»; картина «Птице - ляндия».
Ход:
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в сказочную страну“» размещена в разделах
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам! (отрывок из стихотворения И. Романова)
Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: Смотрю ребята, я на вас пытаюсь догадаться, какое у вас сейчас настроение?
Ответы детей: Хорошее, весёлое, радостное.
Вводная часть:
Воспитатель: Я пришла сегодня не одна, а с Кар Карычем. Кар Карыч сказал мне, что есть волшебная, сказочная, страна под названием «Птице - ляндия». Ему очень хочется в ней побывать.
- Ребята, а вы хотите вместе с Кар Карычем, отправится в «Птице -ляндию»?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы нам отправиться в «Птице - ляндию», надо превратиться в птиц. Для этого встаньте, повернитесь налево, а теперь направо, один раз покружитесь, и в любую птичку превратитесь. Выберете картинку с изображением своей птички и сядьте на свои стульчики.
Воспитатель: Кар Карычу интересно узнать, птичка, ты кто?
(Встаёт ребёнок с картинкой ласточки).
- Я ласточка.
Воспитатель: Ласточка, расскажи о себе.
Ребёнок: Я перелётная птица. Я строю гнёздышко под крышей дома человека. Я ловлю на лету мошек, комаров и приношу их своим птенчикам.
Воспитатель: Кар Карыч спрашивает, сколько слогов в слове ласточка?
Ребёнок: В слове ласточка три слога.
Воспитатель: А как ты догадался, что три слога?
Ребёнок: В слове ласточка три гласных звука, значит – три слога.
Воспитатель: Есть ли в слове ласточка звук (р) или (л?
Ребёнок: В слове ласточка нет звука (р, а есть звук (л).
Воспитатель: А тебя птичка, как зовут?
Ребёнок: Я цапля.
Воспитатель: Сколько слогов в слове цапля?
Ребёнок: В слове цапля два слога.
Воспитатель: Правильно. Назови первый и второй слог в этом слове.
Ребёнок: В слове цапля первый слог цап, а второй слог ля.
Воспитатель: Кар Карыч сказал, что ты чапля, правильно он сказал?
Ребёнок: Нет, я не чапля, а цапля.
Воспитатель: Птичка, а ты кто?
Ребёнок: Я белобокая, чернокрылая, остроклювая, любопытная, большая, красивая птица.
Воспитатель: Сколько слогов в слове сорока?
Ребёнок: В слове сорока три слога.
Воспитатель: Верно. Назови второй слог в слове сорока.
Ребёнок: Это слог ро.
Воспитатель: Птичка, как тебя зовут?
Ребёнок: Я – грач.
Воспитатель: Какой первый звук в слове грач?
Ребёнок: Звук (г)
Воспитатель: Какой последний звук в слове грач?
Ребёнок: Звук (ч).
Воспитатель: Сколько слогов в слове грач?
Ребёнок: В слове грач один слог.
Воспитатель: Какой звук помог тебе сосчитать количество слогов?
Ребёнок: Звук (а).
Воспитатель: Какое слово длиннее: ласточка или грач?
Ребёнок: Ласточка.
Воспитатель: А какое слово самое короткое: ласточка, цапля или грач?
Ребёнок: Грач.
Ребёнок: Птичка, ты кто?
Ребёнок: Я – кукушка.
Воспитатель: Назови слог, который повторяется два раза в слове кукушка?
Ребёнок: В слове кукушка повторяется два раза слог ку.
Воспитатель: Птичка, ты кто?
Ребёнок: Я - утка.
Воспитатель: Сколько слогов в слове утка?
Ребёнок: В слове утка два слога.
Воспитатель: Какой по счёту слог ут в слове утка?
Ребёнок: Первый слог.
Воспитатель: Произнеси слово утка, выделяя ударный слог голосом и хлопком по коленям, а безударный слог хлопком в ладоши.
Ребёнок: Утка. (На ударный слог стучит по коленям, а на безударный слог делает хлопок ладонями).
Воспитатель: Дети, угадайте, название какой птицы я отхлопаю: ласточка или цапля? Слушайте внимательно. (отхлопать название птиц с выделением ударного слога: (лас - точ - ка, (цап - ля). - Дети угадывают.
Воспитатель: А кто из вас хочет отхлопать название двух птиц самостоятельно?
А мы постараемся их угадать.
(Ребёнок – птичка прохлопывает название птиц: цапля, грач с выделением ударного слога. Остальные дети угадывают).
Воспитатель: Молодцы! Птички летите в «Птице - ляндию»! От ветра оберегайтесь, дождя, хищных птиц.
Физ. Минутка: (включить запись композиции «Жаворонок)
Всё быстрее мы летим. (В быстром темпе)
В «Птице - ляндию» хотим.
Прилетели, сели. (Останавливаются, и приседают)
Весело запели. (Спокойно, в среднем темпе)
Воспитатель: Полетели птички в «Птице - ляндию».
Воспитатель: вывешивает картину «Птице- ляндии». Посмотрите, птички. Вот и «Птице- ляндия». Скажите, Птице - ляндия, какая страна?
Воспитатель подходит к каждому ребёнку, задаёт вопрос и бросает ему мяч.
Ответы детей: Это страна красивая, большая, замечательная, необыкновенная, сказочная, волшебная, прекрасная, восхитительная, чудесная, яркая, птичья, солнечная, милая….
Упражнение «Ответь на вопрос»
Воспитатель: Да, «Птице- ляндия» - это сказочная страна и сюда могут прилетать разные птицы: зимующие и перелётные.
- Ребята Кар Карычу интересно узнать: прилетели зимующие птицы?
Ребёнок: Прилетели зимующие птицы
Воспитатель: Прилетели зимующие птицы?
Ребёнок: Прилетели зимующие птицы.
Воспитатель: Прилетели зимующие птицы?
Ребёнок: Прилетели зимующие птицы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Дети выполняют пальчиковую гимнастику вместе с воспитателем.
Птичка крылышки сложила, (руки сцепляют в «замочек»).
Птичка пёрышки помыла,
Птичка клювом повела, (Руки в «замочке» опускают в низ).
Птичка зёрнышки нашла, (Мизинцы соединяются в клювик).
Птичка зёрнышки поела, (Стучат мизинцами по колену).
Птичка песенку запела, (Мизинцы раздвигаются в разные стороны)
Птичка крылышки раскрыла, (руки разводят в стороны).
Полетела, полетела!
Воспитатель: Птицы, зачем вам летать?
Ребёнок: Я летаю, чтобы спасаться от врагов.
Я летаю, чтобы высоко строить гнёзда.
Я летаю, чтобы ловить насекомых в воздухе.
Воспитатель: Кар Карыч говорит, что и нам пора возвращаться в родные края (убираю картинку «Птице -ляндии»).
- Полетели домой!
Дети: Всё быстрее мы летим. (В быстром темпе)
В «Птице - ляндию» хотим.
Прилетели, сели. (Останавливаются, и приседают)
Весело запели. (Спокойно, в среднем темпе)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в родные края. Один, два, три – мальчиками и девочками стали вы.
Воспитатель: Ребята, кем вы были сегодня?
Дети: Мы были птицами.
Воспитатель: В какой стране мы побывали?
Дети: Мы были в «Птице - ляндии».
Воспитатель: Что вы видели в «Птице- ляндии»?
Дети: Играли, рассказывали рассказы.
Воспитатель: Ребята вы были замечательными птичками, хорошо отвечали, играли. За это вас Кар Карыч хочет угостить (угощение конфеты «ласточка»).