Екатерина Коротышева
Занятие по развитию связной речи «Кем быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Активизация и обогащение номинативного и предикативного словарей по лексической теме.
• Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему (см. приложение).
• Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
• Развитие функции словоизменения: упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.
Публикация «Занятие по развитию связной речи „Кем быть“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
• Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий;
схема для составления описательных рассказов (на примере – парикмахера); мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
1. Логопед предлагает игру “Отгадай загадки, назови профессии”.
По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий.
Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)
Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)
Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)
2. Сообщение темы занятия.
– Сегодня на занятии мы будем говорить о людях разных профессий и составлять рассказы о них.
III. Основная часть.
1. Звучит музыка. Вбегает Незнайка (ребенок подготовительной группы).
Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам приехал прямо из Цветочного города!
Дети и логопед: Здравствуй Незнайка! Мы рады тебя видеть. Мы сегодня говорим о людях разных профессий.
Незнайка: А я все профессии знаю и даже сам умею лечить, учить, готовить обед, машину водить и в космос летать на ракете.
2. Игра “Исправь ошибку”. Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Ошибки Незнайки исправляют дети.
Повар лечит, а врач готовит;
Маляр рисует, а художник красит;
Космонавт ездит, а шофёр летает.
Логопед предлагает Незнайке остаться на занятии
3. Игра с мячом “Кто где работает?”
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде.
4. Игра “Догадайся по действиям, кто это и что он делает?”
Дети в кругу, выбирается один водящий, который выходит из комнаты, остальные договариваются о действиях человека той или иной профессии. Водящий входит и по движениям детей угадывает профессию человека.
5. Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением:
– Я буду строителем, построю дома, школы.
– Я буду водить машину, перевозить грузы и т. д.
6. Игра “Кому, что нужно для работы?” (Перед детьми выкладываются инструменты, которые используются людьми разных профессий) Логопед предлагает детям назвать и выбрать нужные инструменты для своей будущей профессии и рассказать об этом.
– Доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп (называя, ребенок выбирает нужные инструменты);
– учителю нужны книги, указка, доска, мел;
– полицейскому нужна рация, оружие, полицейский головной убор;
– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т. д.
7. Физминутка –проводятся дыхательные упражнения в сочетании с плавным движением рук под релаксационную музыку.
8. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме-алгоритму (см. приложение в конце).
-Название профессии.
-Место работы.
-Что нужно ему для работы.
-Что делает человек данной профессии.
Логопед предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Он подстригает людей и делает им красивые модные прически.
8. Самостоятельные рассказы детей.
9. Анализ детьми рассказов своих товарищей.
IV. Заключительная часть.
Логопед: -Что понравилось? Запомнилось? Что нового узнали?
Незнайка (участвовал во всех этапах занятия) благодарит детей и говорит о том, что он много узнал о людях разных профессий и теперь путать их не будет. Незнайка прощается с детьми (дарит сладости детям, угощается сам) и уходит.
V. Итог занятия.
3. Речевые игры.
Назови слова-действия.
Воспитатель называет профессию, а дети говорят слова-действия, которые выполняют люди этой профессии.
Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру.
Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.
Повар – режет, варит, жарит, печет, пробует.
Кому нужны эти предметы?
Весы, товар, прилавок для продавца.
Ножницы, ткань, швейная машинка для швеи.
Половник, кастрюля, продукты для повара.
Доска, мел, учебник для учителя.
Шины, автобус, руль для водителя.
Кирпичи, цемент, шпатель для строителя.
Шприц, вата, бинт для врача.
Для чего нужны предметы?
Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому мяч и называет предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом:
ножом… (режут) ножницами… (режут, стригут)
метлой … (метут) градусником… (измеряют температуру)
пилой… (пилят) расческой… (причесывают)
топором… (рубят) кистью… (рисуют)
половником… (наливают) в кастрюле… (варят)
лопатой… (копают) в сковородке… (жарят)
иглой… (шьют) на весах… (взвешивают)
4. Исправление ошибок в предложениях.
Воспитатель. Незнайка написал предложения. Послушайте внимательно и исправьте ошибки:
Повар приготовил вкусный дуб. (Суп.)
К больному пришел грач. (Врач.)
Садовник поливает цветы из шейки. (Лейки.)
Водитель сидит за кулем. (Рулем.)
Портной сшил плач. (Плащ.)