Филимонова Екатерина
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи во второй младшей группе
Тема: «Звуковая культура речи : звук «З»
Цель: формировать правильное произношение звука «З» в словах и фразовой речи
Задачи: Упражнять детей в четком произношении звука «з».
Развивать фонематический слух, внимание, память.
Воспитывать активность при выполнении упражнений.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Публикация «Занятие по развитию речи во второй младшей группе „Звуковая культура речи: звук [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Звенит колокольчик.
- Дети, звенит колокольчик, чтобы нас собрать всех вместе.
-«Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Вот он ты и вот он я!
Воспитатель:
- Дети, догадайтесь, кто к нам спешит в гости?
«Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит!» (Комар)
Воспитатель:
— Ребята, комарик прилетел к нам в гости и хочет подружиться с нашим язычком. Мы вместе научимся говорить звук «З» и определять его в словах.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(Показ картинки язычка. Комарик сидит и слушает. Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель:
- Мы с вами, сейчас будем делать гимнастику для язычка, чтобы он был гибким и хорошо умел говорить.
Сказка для язычка.
«Язычок сидел дома и решил, подружиться с ребятами выглянул из окна (показ язычка).
Посмотрел вверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. (показ язычка, дети повторяют)
И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся. Упражнение «Улыбка»
Вышел на прогулку и побежал быстро- быстро (показ).
Посмотрел язычок по сторонам (влево вправо), увидел, что ребята в футбол играют и решил с ними поиграть.
Упражнение «Футбол»
(Показ воспитателем рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону щеки, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики)
-Однажды он услышал, как поёт комарик и захотел спеть его песенку звук «З»
- Теперь и ваш язычок легко справится с песенкой комара.
Послушайте ее: «З- З –З»
(воспитатель произносит изолированный звук «З»)
— Давайте вместе споем песню комара.
(воспитатель напоминает, что при пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).
Начинайте тихонько: «З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)
1. Девочки поют тихо «З- З-3»;
2. Мальчики поют громко «З- З-3»;
3. Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»
4. Большие комарики (мальчики) «Зу-Зу-Зу»
(повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса)
Воспитатель:
- Послушайте дети, наш комарик придумал интересную песенку.
Воспитатель проговаривает чистоговорку:
«ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)
- Давайте и мы исполним веселую песенку комарика
(дети хором и индивидуально повторяют чистоговорку)
«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу» (удивлённо)
Воспитатель:
— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.
П. И «Комары и медведь»
Игра «Назови лишний предмет?»
(Картинки на магнитной доске)
Заяц, зонт, зебра, замок,обезьяна, коза, змея.
- Выберите только животных и назовите их:
П. Г: «Комарики»
Воспитатель читает слова:
Дарики - дарики
Летали комарики,
Летали-кружились
И в ногу (руку, живот, голову и т. д.) вцепились.
(Дети по ходу чтения показывая указательный палец, изображают комарика, в конце показывают на то место, что называет воспитатель).
Работа по иллюстрациям к сказке. Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского «Краденое солнце»
(воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)
Воспитатель:
-Давайте вспомним, что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.
- Что сделали птицы и звери? (заплакали, заревели)
А крокодил злодей веселился.
И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).
Воспитатель:
- Послушайте отрывок:
«Не стерпел медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил.
Завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось…»
(воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)
Воспитатель:
- Какие вы услышали слова со звуком «З»?
- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" -
заревел, заголосил, завопил, зубастой.
Воспитатель:
«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались
И закричали:
«Здравствуй солнце золотое!»
- Как, они закричали? (громко и радостно)
-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.
«Здравствуй солнце золотое!»
(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)
Итог занятия.
Беседа по вопросам: Что мы сегодня делали на занятии? Кому что больше понравилась? Повторите песенку комарика.
Молодцы!