Екатерина Яблокова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Шкатулка Василисы Премудрой»
Программное содержание:
• Развивать умение пересказывать сказку, опираясь на заместители, выбрав их по заданному признаку (цвет);
• Упражнять в умении подбирать предметы к заданному признаку;
• Подбирать однокоренные слова, слова-антонимы;
• Воспитывать уважение к старшим.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, помните, к нам на занятие приходила Василиса Премудрая? Она оставила нам шкатулку, которую просила открыть на следующем занятии. Настало время посмотреть, что внутри. А здесь записка (записка лежит сверху в шкатулке) : Дети, шкатулка эта волшебная, она откроется, если мы с вами отгадаем загадки, заготовленные Василисой Премудрой. А загадки зашифрованы вот в этих карточках. Возьмите по одной и скажите, кто или что таким бывает?
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Шкатулка Василисы Премудрой“» размещена в разделах
• Красным (цветок, платье, шапка и т. д.)
• Серым (кот, белка, волк, небо и т. д.)
• Зелёным (трава, листья, арбуз и т. д.)
• Добрым (Айболит, Дед Мороз, Мама и т. д.)
• Заботливым (Мама, Бабушка и т. д.)
• Грустным (Пьеро, мальчик, клоун, девочка и т. д.)
• Веселым (Карлсон, щенок, музыка и т. д.)
• Злым (волк,Баба Яга,Кощей Бессмертный т. д.)
(Ответы детей должны быть представлены полными предложениями)
Воспитатель: Давайте попробуем открыть шкатулку. (В шкатулке лежит игрушка волка или его картинка.) Как можно назвать его ласково?
( Варианты ответов: волчок серый бочок,волчишка,волченька).
А как мы назовем большого сильного волка? ( Варианты ответов: волчище,волк)
А маленького? ( Варианты ответов: волчок, волчишка)
Ребята, скажите мне: Где живут настоящие волки?
( Варианты ответов: настоящие волки живут в лесу)
Как можно назвать маленький лес?
( Варианты ответов: лесок,лесочек)
А какой сказочный человек живет в лесу?
( Вариант ответа: лесовичок)
Как зовут человека, который охраняет лес и ухаживает за ним?
( Варианты ответов: лесник,лесничий)
Вспомним все слова, которые мы сейчас называли: лес,лесок,лесочек,лесовичок,лесник,лесничий.
Воспитатель: Ребята, все эти слова по-разному, но связаны с лесом и наш волк пришел тоже к нам из леса, но из непростого леса, а из сказочного.
Назовите мне пожалуйста сказки, в которых живет волк.
( Варианты ответов: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Лиса и волк»).
Воспитатель: Интересно, из какой сказки пришел наш волк? Давайте заглянем в конверт, который тоже лежит в сундучке. Может в нем найдем на это ответ.
(В конверте лежат разрезные картинки из сказки «Красная шапочка»)
Дети собирают картинку на полу.
Воспитатель: Ребята,из какой сказки пришел к нам волк?
( Вариант ответа: «Красная шапочка»).
Воспитатель: Вчера я вам читала сказку «Красная шапочка», которую написал Шарль Перо. А сегодня Василиса Премудрая просит, чтобы вы пересказали ей эту сказку. Для этого она принесла нам разноцветные кружки- это заколдованные герои сказки «Красная шапочка». Чтобы расколдовать этих героев вы должны на фланелеграфе выложить сказку, используя эти кружки.
(На фланелеграфе выкладываются два домика, две тропинки: короткая и длинная и разноцветные кружки)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого в этой сказке обозначает серый кружок?
( Вариант ответа: волк).
Воспитатель: Кого в этой сказке обозначает красный кружок?
( Вариант ответа: Красную шапочку).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого в этой сказке обозначает голубой кружок?
( Вариант ответа: маму Красной шапочки).
Воспитатель: Кого в этой сказке обозначает белый кружок?
( Вариант ответа: бабушку Красной шапочки).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого в этой сказке обозначают два коричневых кружка?
( Вариант ответа: дровосеков).
Давайте теперь расскажем все вместе сказку с помощью вопросов:
• Куда пошла Красная шапочка?
• Кого Красная шапочка встретила в лесу?
• Что предложил Красной шапочке волк7
• Что сделал волк в доме у бабашки?
• Что случилось с Красной шапочкой в доме у бабушке?
• Чем заканчивается сказка?
(По очереди дети пересказывают эпизоды сказки и оперируют кружками на фланелеграфе) Воспитатель помогает им при затруднениях, если они возникают в процессе пересказа.
Воспитатель: Ребята вы все молодцы! Вот мы и помогли расколдовать героев сказки, и разноцветные кружки превратились в картинки. Давайте положим картинки с героями в «Папку сказок» и вы с ними сможете поиграть, рассказать сказку, когда вам захочется.
В ходе сбора получившихся картинок с фланелеграфа ребята проговаривают:
Домик у Красной шапочки-большой, а у бабушки-маленький;
Тропинка, по которой шёл волк-короткая, а тропинка, по которой шла Красная шапочка-длинная;
Волк-злой,а Красная шапочка-добрая;
Мама Красной шапочки-молодая, а бабушка Красной шапочки-пожилая.
Воспитатель: Вот мы и сложили всё в нашу «Папку сказок». А бабушка с Красной шапочкой приготовили вам сюрприз за то, что вы правильно рассказали сказку и спасли их от злого волка. Вот вам баночка-сюрприз со сладостями от них. Как мы из поблагодарим за это?
Материалы:
1. Игрушка куклы «Василиса»;
2. Шкатулка ( в ней лежат: записка, карточки по цвету, игрушка или картинка волка, конверт с разрезными картинками героев сказки «Красная шапочка»,конверт с разноцветными крудками, два домики и две тропинки:длинная и короткая);
3. Баночка-сюрприз со сладостями.
Предварительная работа:
1. Поработать по цветным карточкам;
2. Собрать сюжетную картинку;
3. Вспомнить все сказки о волке;
4. Вспомнить слова антонимы;
5. Провести дидактическую игру «Назови ласково».