Татьяна Александровна Урбанович
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Подводное царство» с игровыми технологиями Воскобовича
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Фантазёры» «Путешествие в Подводное царство» с применением игровых технологий Воскобовича
Подготовила воспитатель : Урбанович Татьяна Александровна
МБДОУ ЗАТО г Североморск «д/с№5»
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в Подводное царство“ с игровыми технологиями Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: закреплять правильное произношение звука Р в слогах, в словах, в предложениях; выполнять звуковой анализ и синтез слов; развить внимание, память, логическое мышление и фонематический слух.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки правильного произношения звука Р в словах, предложениях и в самостоятельной речи детей;
- развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа слов;
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- моделировать буквы Р из «Конструктора букв» (игровые технологии В. Воскобовича);
- вышивать слова с помощью «Шнура-затейника» (игровые технологии В. Воскобовича);
Развивающие :
- развивать логическое мышление, творческое воображение;
- развивать речевой слух, внимание и зрительную память;
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению;
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать у детей умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
- формировать навыки правильного дыхания;
- развивать мелкую и общую моторику и пространственные представления;
Оборудование:
• игры В. Воскобовича : «Шнур - Затейник», «Конструктор букв», «Мини ларчик»; диктофон; дидактические пособия: «Домики» (с мягкими и твердыми согласными звуками, «Разноцветные полянки» (для определения места звука в слове, «Домики-пещерки» (для определения количества слогов в словах, «Листочки-водоросли» (для составления звукового анализа слов), «Рыбки на прищепках» (для развития мелкой моторики); картонный ящик; матрешка (из шести матрешек); пластмассовые рыбки синего и зеленого цвета; шерстяные нитки; пробки синего, красного и зеленого цвета; карточки для определения слов-родственников; карточки с изображением подводных обитателей; игрушка «Золотая рыбка»; разноцветные карточки-«пузырьки» с буквами; аквариум; живая золотая рыбка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Отгадайте пожалуйста загадку:
Живет в воде, плавает на поверхности и на дне.
Вильнет хвостом туда-сюда, и нет ее, и нет следа. (Рыба)
В: Правильно-это рыба, и отправляемся мы с вами к озеру, которое находится в фиолетовом лесу.
Звучит шум моря. Голос Золотой Рыбки: «Правильно вы угадали, я – Золотая Рыбка. Ребята, мне нужна ваша помощь. Я живу в озере, которое находится в фиолетовом лесу, но мне очень скучно у меня совсем нет друзей, фиолетовый лес опустел. Выполните все мои задания, и мои друзья вновь вернутся.
В. - Ребята, поможем Золотой Рыбке? (Да)
В. -В пути нас могут ожидать разные приключения, я должна быть уверена, что вы справитесь с ними. Что вы знаете о рыбах?
Рыбы, которые живут в море, называются … (морские).
Рыбы, которые живут в реке, называются …. (речные).
Рыбы, которые живут в озере, называются …. (озерные).
Рыбы, которые живут в аквариуме, называются … (аквариумные).
В- Молодцы! Прежде чем начать выполнять задания давайте выполним дыхательную гимнастику
Дыхательная гимнастика «Водолаз» и «Волна».
Ребята, давайте с вами вдохнем чистый морской воздух. Вдыхать и выдыхать будем только носом. Делаем глубокий вдох носом. Выдох. Еще раз сделаем глубокий вдох носом и руки поднимем вверх – выдох и руки опустим вниз. Щеки не надувайте. Выдыхайте плавно. А теперь наберите как можно больше воздуха и задержите дыхание.
Когда мы произносим звук «Р» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда – язык. Раз есть преграда, значит, звук «Р» согласный.
-Звук произносим с голосом- “горлышко” работает. Значит, он какой? (Звонкий)
-Звук произносится твёрдо. Значит он какой? (Тв.) обозначаем синим цветом.
В: Ну что готовы выполнить первое задание?
1-е задание. Игра «Телеграф». Звуковой анализ слова РЫБКА. (коврограф).
- Ребята, вам нужно выполнить звуковой анализ слова «рыбка». Возьмите «водоросли» и «разноцветные камушки». Приступайте.
Вопросы по ходу выполнения задания:
- Какой первый звук в слове рыбка? (Р).
- Назови второй звук (Ы).
-Назови третий звук (Б)
-Назови четвёртый звук (К)
-Назови пятый звук (А)
- Назовите гласные звуки в этом слове. (Ы, А).
- Назовите последний звук в слове рыбка. (А).
- Сколько всего звуков в этом слове? (5).
- Сколько слогов в слове рыбка? (2). Почему? Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
- Молодцы! И с этим заданием справились, давайте посмотрим, что находится в первом сундучке
(Дети достают из сундучка бабочек и прикрепляют на фиолетовый лес).
В: Готовы притупить к следующему заданию?
2-е задание. Игра «Найди место звука в слове». Развитие фонематического слуха. (за столами).
- Ребята, посмотрите, у вас на столе лежат рыбки. Я буду произносить названия рыб, а вы, если услышите звук Р в начале слова – «опускайте» вашу рыбку в желтое море, в середине – в зеленое море, в конце – в красное море. Слушайте внимательно, и думайте, какую рыбку нужно взять. ( Слова: КАРП, ОСЕТР, РЯПУШКА, ПЕСКАРЬ, КАРАСЬ, РОТАН, ТРЕСКА).
Развитие мелкой моторики. (Игра «Покорми рыбок»)
А теперь давайте покормим наших рыбок червячками. (На столе разложены фигурки рыбок на прищепках и «червячки» (нитки). Дети должны захватить прищепкой нитку.
Молодцы и со вторым заданием справились. Посмотрите, что же находится во втором сундучке
(Дети достают из сундучка жучков и прикрепляют на фиолетовый лес).
В: Готовы к следующему заданию?
3-е задание. Упражнение «Выложи букву». Игровые технологии Воскобовича
«Конструктор букв». (за столами).
- Ребята, смотрите, сундук. Интересно, что там? Это же «Конструктор букв». Давайте сделаем подарок для нашей рыбки и выложим букву Р. Какие элементы нам понадобятся? (Два совочка и одна стрелочка). Выполняйте задание, а Марк выйдет к доске и выложит букву Р на коврографе. Давайте покажем нашим гостям, какая красивая буквы у нас получились.
Откроем еще один сундучок. (Дети достают из сундучка зайчиков и прикрепляют на фиолетовый лес)
В: переходим к следующему заданию
4-е задание. Вышивание «Поймай рыбку». Игровые технологии Воскововича «Шнур – затейник».
- Ребята, вот еще одно задание. И не обошлось без волшебства. Шнур – затейник предлагает вам поймать рыбку и вышить слова. Я вместе с вами вышью слог ОР. Послушайте инструкцию: «Выныриваем из четвертой кнопки слева снизу и двигаемся на четыре кнопки вверх, огибаем и двигаемся на две кнопки вправо, огибаем и двигаемся вниз на четыре кнопки, огибаем и двигаемся влево на две кнопки, ныряем». - Какая буква получилась? (О).
«Выныриваем из третьей кнопки справа и двигаемся на верх на четыре кнопки, огибаем и двигаемся на две кнопки вправо, огибаем и двигаемся на две кнопки вниз, огибаем, двигаемся на две кнопки влево, ныряем».
- Какую букву мы вышили? (Р).
- Ребята, какой слог мы вышили? (ОР).
- Посмотрите, у вас на каждом столе по одной картинке. Назовите их. (ВОР, БОР, ЛОР, ТОР, ХОР). Какой первый звук вы слышите в вашем слове? (В, Б, Л, Т, Х). Вам нужно вышить первую букву этого слова. Приступайте. Какие слова у вас получились? Прочитайте. (Дети читают свои слова).
Молодцы! Открываем сундучок (Дети достают из сундучка лисят и прикрепляют на фиолетовый лес). Готовы отправиться дальше.
5-е задание. Упражнение «Посели в домики». Деление слов-названий рыб на слоги. Составление предложений с заданными словами.
- Ребята, расселите в домики-пещерки обитателей подводного мира. В первом домике живут рыбы и другие обитатели воды, в названии которых один слог, во втором домике – с двумя слогами, в третьем – с тремя, а в четвертом домике живут жители подводного мира, в названии которых четыре слога.
Картинки с названиями подводных обитателей : РАК, КАРАСЬ, ТРЕСКА, КРАБ, ВОДОРОСЛИ, ЧЕРЕПАХА, КРЕВЕТКА и т. д.
- Молодцы! А теперь, вспомните, какие картинки у вас были и составьте с ними предложения. (Дети составляют предложения. Вопросы по ходу составления предложений: Назови предлог в твоем предложении. Сколько слов в твоем предложении получилось)
(РАК СПРЯТАЛСЯ В НОРКУ. КАРАСЬ ОХОТИТСЯ. КРАБ ВЫПОЛЗ НА СУШУ. МОРЯК ПОЙМАЛ ТРЕСКУ. ВОВА ЕСТ КРЕВЕТКУ. ВОДОРОСЛИ РАСТУТ В МОРЕ. И т. д.)
Вот мы и с пятым заданием справились, открываем сундучок. сундучок (Дети достают из сундучка медвежат и прикрепляют на фиолетовый лес).
В: и последнее задание
6-е задание. «Отгадай ребус». Подбор однокоренных слов-родственников к слову РЫБА.
(игра с мячом)
- Как мы назовем маленькую рыбку? (рыбка).
- Как мы назовем большую рыбу? (рыбина, рыбища).
- Как называется суп из рыбы? (рыбный).
- А жир рыбы, какой? (рыбий).
- Как называют человека, который ловит рыбу с удочкой? (рыболов).
- Куда ранним утром пошел рыбачек? (на рыбалку).
- Как называют профессию человека, который ловит ходит в море на корабле и ловит рыбу тралом (большой сетью? (рыбак).
- Как называют девочку, которая ловит рыбу? (рыбачка).
- Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный).
- Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий).
- Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).
- Как называется завод, на котором обрабатывают рыбу? (рыбозавод).
- Мы с вами придумали много слов-родственников! А без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба).
Вот и с шестым заданием мы справились открываем последний сундучок (Дети открывают последний сундук о достают аквариум с рыбкой) (Под звуки музыки)
Звучит запись голоса золотой рыбки: спасибо вам мои друзья, что спасли меня от одиночества и вернули жителей в фиолетовый лес.
В: -Рыбка благодарит вас.
- Ребята, давайте, покорим нашу рыбку. (Кормят рыбу сухим кормом). И теперь можно попросить рыбку исполнить ваши желания. (Дети загадывают желания).
Но самый главный сюрприз вас ждёт в группе, давайте попрощаемся с гостями.