Серго Галина Анатольевна
Конспект занятия «Путешествие в подводное царство» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детям. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса.
Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность познакомиться с обитателями подводного мира через познавательно- творческую и игровую деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность
с использованием ИКТ
«Путешествие в подводное царство»
С детьми 5-6 лет (старшая группа)
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в подводное царство“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Углубить знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с «этажами» подводного царства.
2. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения.
3. Отражать свои впечатления в различных видах деятельности.
4. Формировать потребность в двигательной активности: содействовать освоению имитирующих движений;
5. Обогащать словарный запас образными словами.
Развивающие:
1. Развивать воображение, фантазию.
2. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
3. Совершенствовать координацию движений, добиваться естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения;
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны.
2. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
Материалы и оборудование:
Презентация для детей «Море и его тайны»; Имитация оформления подводного царства; Письмо – приглашение от Морского царя; Теневой театр с плоскостными силуэтами (кита, дельфина, акулы, осьминога, морского конька (2 шт., Цветок – актинии, рыбки-клоуна, медуз). Гирлянды из разноцветных ламп. Искусственные водоросли. Мелкие предметы (кубики, резиновые кольца и т. д.).
Ход НОД:
Вводная часть;
(Из «морских глубин» выплывает Золотая рыбка, передаёт послание от Морского царя)
Воспитатель. Ребята. Морской царь прислал приглашение. Он зовет вас в гости в свое подводное царство.
Хотите отправиться в увлекательное подводное путешествие? Оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Приглашаю вас занять места. На подводной лодке должен быть капитан.
Дети выбирают капитана и встают друг за другом.
Воспитатель. Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее.
Дети, стоя друг за другом, переступают с ноги на ногу, наклоняются в стороны.
Воспитатель. На счет «три» — погружаемся.
Дети громко считают до трех. Звучит «Шум моря» (аудиозапись).
Воспитатель. Слышите музыку? Это голос моря. С помощью движений ног, рук и туловища дети имитируют погружение подводной лодки и садятся на ковер.
(Послайдовый просмотр презентации с обучением для детей)
Воспитатель. Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Почему здесь светло? (Солнце его освещает.) Как вы думаете, это теплый этаж или нет? (Теплый, так как солнце его согревает.) Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан. (Дети поворачивают головы и видят модель кита.) (Это кит.) Это животное такое огромное! Оно, наверное, сможет нас проглотить! (Нет, киты питаются мелкими водорослями, моллюсками.) да, вот так рыба! (Это не рыба.) А кто же это? (Млекопитающее, зверь.) Почему? А я думаю, рыба! (Детей кит кормит молоком, дышит легкими.) А может, это все-таки рыба, ведь у него хвост, плавники? (Это водное животное, хвост и плавники — это его приспособления к жизни в воде.) Слева за бортом мелькнуло животное. (Показывает на модель дельфина.) Ох, и умные эти рыбки! (Это не рыбки, а млекопитающие.) Я слышала, что много утопающих они спасли, да и дружны они на редкость. Почему киты и дельфины обитают у поверхности воды, на ее верхних этажах? (У них нет жабр, они выплывают, чтобы глотнуть воздух.) Давайте представим, что мы с вами дельфины и киты.
Проводится игра «Мы дельфины и киты».
Воспитатель. Где мы живем? (В воде)
Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в замок, делают наклоны в стороны, вперед-назад – «плавают».
Воспитатель. Но вот закончился воздух. Что мы сделаем?
Не размыкая «замка», дети опускают руки и делают дыхательные упражнения — вдох через нос, выдох через рот.
Воспитатель. Набрали воздуха киты и дельфины и опять нырнули под воду.
После глубокого вдоха дети поднимают руки, сцепленные в замок над головой, и выполняют наклоны (4—5 раз).
Воспитатель. Что-то задержались мы на верхнем этаже. Предлагаю опуститься поглубже.
Дети с помощью рук и туловища имитируют движения подводной лодки : сидят, руки согнуты в локтях, выполняют движение вперед с помощью ног — «на ягодицах».
Воспитатель. Здесь уже темнее. (Выключает одну лампу.) Как вы думаете, почему? (Мы погрузились глубже. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом, поэтому стало темнее.) Что можно сказать о температуре воды, если сравнить этот этаж и верхний? (Вода стала прохладнее, ведь солнца меньше.) Ой, ребята, а это кто? (Показывает на модель акулы). (Акула.) Она млекопитающее? (Нет, акула — рыба, дышит жабрами.) Чем она питается? (Рыбами, морскими животными.) Акулы могут напасть на человека? (Да.) Давайте уплывем подальше от этого опасного животного. Погружение продолжается.
Дети имитируют движения подводной лодки (передвигаются «на ягодицах»). Гаснет яркий свет, гирлянды из разноцветных ламп.
Воспитатель. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой? (Нет, у человека нет жабр.) Что же можно придумать, чтобы путешествовать по морскому дну? (Надеть акваланги, водолазные костюмы.) Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы. (Дети имитируют надевание водолазных костюмов.) Выходим из корабля. Погуляем, разомнем наши ножки и ручки.
Дети совершают произвольные движения под музыку. Педагог обращает их внимание на красоту подводного мира (на полу лежит светло-коричневое полотно, изображающее дно, впереди водоросли — ленты). Дети осматривают «дно моря» перешагивают на двух ногах через мелкие предметы.
Воспитатель. Какие красивые водоросли! Я кого-то заметила среди них. (Дети подходят к водорослям и рассматривают морского конька.) Кто это? Он похож на конька-горбунка из сказки. (Это морской конек.) А почему мы его сразу не заметили? (Зеленый морской конек не заметен на зеленых водорослях.) Ой, ребята, а вот еще морской конек, но почему-то желтого цвета. (Обращает внимание детей на морского конька на песке). (Конек может менять свою окраску.) А зачем морской конек меняет окраску? (Это его способ защиты от хищников.)
Дети проходят дальше по морскому дну (ходьба мелкими шагами, приставным шагом вперед и назад, перекатом с пятки на носок, ходьба в полуприседе).
Воспитатель. Посмотрите, какой красивый цветок! (слайд) (дети садятся на ковер и рассматривают актинию.) Но если это растение, то у него должны быть листья и стебелек. Вы видите листья и стебелек? (Листьев и стебля у нее нет.) А может, это рыбка? (У нее нет плавников и чешуи.) Кто же это? Смотрите, в зарослях водорослей что-то белеет. (Просит одного из ребят принести этот предмет.) (Это письмо.)
Педагог читает письмо: «Если вы читаете это письмо, значит, вы нашли актинию. Сидит она на одном месте, словно спит. Но как только приблизятся к ней шустрые мальки, актиния поднимает свои щупальца и “цап”. Прощай, рыбка».
Проводится игра «Мы актинии».
Воспитатель. Давайте представим, что мы актинии — сидим тихо, спокойно. (Дети садятся на колени, опускают руки.) Но вот проплывает мимо рыбка.
Дети встают на колени и поднимают руки, вверх имитируя хватательные движения, замыкают кисти рук в «замок» и опускают их вниз. Педагог продолжает читать письмо. А знаете ли вы, что актиния может научить вас дружить? У нее есть друг — рыбка-клоун. Вы скоро увидите ее. Так вот, этих рыб актиния не трогает, даже наоборот — защищает. Разрешает им прятаться у себя под щупальцами.
Но рыбка-клоун тоже ей помогает: щупальца от остатков пищи очищает, объеденные косточки подальше уносит, чтобы около подруги чисто было; добычу к ней подманивает. А вы, ребята, умеете дружить? Напишите мне.
Воспитатель. Посмотрите, к актинии кто-то подплывает (к актинии приближается рыбка). Кто это? (Рыбка-клоун.) Вы теперь поняли, почему ее так назвали? (Ее окраска похожа на одежду цирковых клоунов.) Посмотрите, она крутится возле актинии, даже в рот ей залезает, а та ее не трогает! Как вы думаете, что сейчас делает рыбка-клоун? (Чистит рот и щупальца актинии.)
Проводится игра «Мы актинии» (с усложнением). Дети сидят на коленях тихо, спокойно, руки опущены вниз. По команде «Рыбка» встают на колени, поднимают руки и делают захваты, в зависимости от команды вверх или влево, вправо. На команду «Клоун» дети не реагируют. Можно повторить игру 2—З раза.
(на морском дне «водолазы» включают «фонарь», демонстрация «теневого театра» силуэты морских животных)
Проводится игра: «Найди картинку с животным, которое ты увидел в тени».
Воспитатель. Пора нам домой! До свидания, жители морского дна. Возвращаемся к подводной лодке.
Дети выполняют движения: ходьба в колонне по одному — по прямой, змейкой в быстром темпе к тому месту, где оставили подводную лодку, садятся друг за другом и выполняют движения вперед с помощью ног — «на ягодицах». По мере приближения к животным, с которым они сегодня познакомились, лодка останавливается и дети машут: «До свидания».
Воспитатель. Смотрите, ребята, кого я увидела. (Это медуза.) Можно потрогать медузу? (Лучше не надо, обжечь может.) Как она интересно плавает — набирает под свой зонтик воду, потом сокращается; вода из-под зонтика резко выбрасывается, а медуза получает толчок вперед. Давайте попробуем передвигаться как медузы.
Проводится игровое упражнение «Мы медузы».
Дети находятся в положении приседа, руки в стороны, немного согнуты в локтях (чтобы получился купол). Затем резко опускают руки вниз и подпрыгивают (3—4 раза).
Воспитатель. Такой способ передвижения называется реактивным. Именно этот способ лежит в основе космических полетов: ракеты отрываются от земли, выбрасывая из хвостовой части столб пламени. (Показывает картинку.) Что случилось? Что-то много медуз стало встречаться.
Дети. Может начаться шторм.
Воспитатель. Нам лучше поторопиться.
Дети из положения, сидя, имитируя поднятие лодки, медленно встают.
Заключительная часть:
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по подводному миру. Но посмотрите, что это? (на берегу стоит незаконченное панно, которое приготовил Морской царь, он хочет, чтобы дети расположили животных по «этажам» в которых они обитают – в коробочке лежат картинки морских жителей).
Мы с вами сегодня узнали о морских глубинах и тайнах. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашем путешествии, вы расскажите своим друзьям и родителям. И вы вместе с мамами и папами сможете создать альбом «О чём рассказал дельфин?».
А теперь мы отправимся в мастерскую художника и нарисуем то, что нам больше всего понравилось в этом путешествии.