Светлана Николаевна Подковырова
Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Задачи. Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства:
грамматика: обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;
словарь: упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.
Публикация «Занятие по развитию речи „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ «Первая рыбка». Задает вопросы:
— О чем говорится в этом рассказе?
— Что вам особенно понравилось в нем?
— Куда поехала Юрина семья? (Ловить рыбу.) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам.)
— Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) (Если дети называют не все слова, воспитатель зачитывает соответствующий (текст.)
— Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)
Воспитатель снова читает рассказ. Предварительно говорит: «Слушайте внимательно, потому что потом вы будете пересказывать этот текст самостоятельно. Не забудьте тогда слова, которые использовал автор».
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.
— В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову большущий слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
— Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
— Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)