Лебедева Екатерина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Чтение и пересказ Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Обучающие:
-формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.
-упражнять внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
-совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.
-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
Развивающие :
-развивать интерес и любовь к книге
-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
-развивать творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Материалы и оборудование:
- текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;
- картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб.
-конверты с заданиями, смайлики (МОЛОДЦЫ).
-иллюстрации к рассказу, книга.
Ход НОД
Организационный момент.
(в группу залетает шарик с конвертом в конверте письмо с заданиями)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, нам пришло письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы. Как вы думаете, от кого оно?
Воспитатель: Пишет нам кукла Маша, она очень расстроенная она не может выполнить очень сложные задания и просит вас помочь ей.
Воспитатель: Ребята,поможем кукле Маше выполнить ее задания. За каждое выполненное задание вы будите получать смайлики.
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание приготовила вам кукла Маша. (На столе конверт с разрезными картинками (задание №1)
Воспитатель: Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем с вами Маша хочет поговорить.
-что вы сложили (дети называют своих рыб)
-Где живут рыбы (в реке,море,океане)
-Значит они какие (морские, речные….)
-Назовите морских, речных рыб
-А что общего у рыб?
-У всех ли рыб есть жабры?
-Как называют таких рыб?
-Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по местам обитания рыб. (классификация)
-Ребята скажите какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением. (задание № 2)
Д/игра «Скажи наоборот»
Горячая-Холодная
Прохладная –Теплая
Чистая-Грязная
Кипяченная-Сырая
Соленая –Пресная
Бурливая-Спокойная
Прозрачная –Мутная
Воспитатель: А что люди могут делать с рыбой?
Воспитатель: Ребята а кто из вас знает что такое рыбалка? Ребята Маша хочет вас хочет познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, называется «Первая рыбка»
Основная часть.
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. (Задание №3)
Вопросы к тексту:
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)
-Чему радовался Юра?
-А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе
Физминутка «Рыбка».
Координация речи с движением «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла;
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
(задание №4)
Воспитатель: Ребята Маша нам пишет, что она написала письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (давайте объясним значения слов)
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
Дидактическая игра «Составь предложение»
(задание № 5)
Воспитатель: Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
Вопросы:
- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
Воспитатель: Ребята, Маша не может запомнить рассказ и просит нас прочитать еще раз, вы его внимательно слушайте и постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
(повторное чтение рассказа воспитателем, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
(задание № 6)
Воспитатель: Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
- Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его.
(ребята рассказывают)
- Все ли ребята были внимательными?
- А вот следующее вам предстоит выполнить самое трудное задание –надо будет рассказывать полностью весь рассказ.
- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?
- Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.
Подвижная игра «Акула и рыбки»
Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.
Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).
(задание №7)
(Дети собирают из букв слово)
Итог. Рефлексия.
Воспитатель:
Что мы делали сегодня на занятии?
Кто написал рассказ «Первая рыбка»?
Как называлась рыбка, которую поймал Юра?
А что понравилось вам сегодня на занятии?
Что для вас было трудным?