Алямкина Галина Николаевна
Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи, Пересказ рассказа Г, Скребицкого „Лесной голосок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; выстраивание графической мнемодорожки; дидактические игры «Назови птенца», «Кто, как голос подает?»; эмпатические упражнения под музыку.
Оборудование:
Набор схем для графического плана; предметные картинки: кукушка, сова, ястреб, петух, курица, гусь, утка, воробей, ворона; медальоны с изображением птиц; иллюстрация к рассказу; мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
• Чтение рассказа Г. Скребицкого «Лесной голосок».
• Изучение лексической темы «Птицы».
• Наблюдения в природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.
Дети рассматривают иллюстрации совы, ястреба, кукушки, вывешенные на доске.
2. Подготовка к восприятию текста. Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Птицы», развитие логического мышления.
Педагог: Назовите птиц. Сравните их внешний вид. На какую птицу похожа кукушка? Почему вы так решили?
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
— Послушайте историю о встрече мальчика с лесной птицей.
Чтение адаптированного рассказа сопровождается демонстрацией сюжетной картины к рассказу.
В летний день я гулял в березовом лесу. Вдруг услышал лесной голосок : «Ку-ку, ку-ку.» Я слышал кукушку много раз, но никогда не видел. Мне казалось, что она толстенькая, головастая, вроде совы. Гляжу, летит птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Наверное, ястребенок. Сел на сучок, да как закричит: «Ку-ку, ку-ку.» Кукушка! Значит, она не на сову, а на ястребенка похожа.
— Что я прочитала? (Рассказ.)
— Кто вспомнит его название и автора? («Лесной голосок» Г. Скребицкого.)
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, слуховой памяти.
На вопросы дети отвечают полным предложением.
— Где гулял автор в летний день? (В летний день он гулял в лесу.)
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок : ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)
5. Выделение действующих лиц рассказа. Активизация предметного словаря, развитие долговременной слуховой памяти.
Педагог выставляет предметные картинки: кукушки, совы, ястреба, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
— Назовите птиц. Отберите картинки, не подходящие к нашему рассказу.
Дети убирают картинки петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны.
6. Дидактическая игра с мячом «Назови птенца». Развитие навыков словообразования.
— У утки — утенок, а у кукушки —. {кукушонок, у совы —. ,., у ястреба —. , у воробья —. , у гуся —. и т. д.
7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?». Расширение и активизация глагольного словаря.
— Давайте поговорим на языке птиц.
Дети получают медальоны с изображением птиц: кукушки, петуха, курицы, гуся, утки, воробья, вороны. Под музыку дети изображают птиц: «летают, поют» разными голосами.
— Кукушка, подай голосок. {Ку-ку, ку-ку.) Петушок, как ты поешь? {Ку-ка-ре-ку.) И так далее.
— Что ты делал? {Куковал.) А ты? {Кукарекал.) И так далее {кудахтал, гоготал, крякал, чирикал, каркал.)
8. Повторное чтение рассказа. Составление плана-схемы рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
— Что он услышал? (Он услышал лесной голосок : ку-ку, ку-ку.)
— Какой ему казалась кукушка? {Кукушка ему казалась толстенькой, головастой, вроде совы.)
— Опишите птицу, которую он увидел. (Хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках.)
— На кого похожа кукушка? {Кукушка похожа на ястребенка.)
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
10. Итог. Оценка деятельности детей.
— Чем занимались на занятии? Что вы научились делать на занятии?
Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
Закрепление изученного материала вне занятия :
• Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
• Повторить рассказ с опорой на графический план.
• Поиграть в игры «Кто как голос подает?», «Назови птенца».
• Предложить нарисовать кукушку и устроить выставку рисунков.