Алена Хильманович
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Задачи:
Образовательные задачи
Словарь: формировать умение подбирать слова-определения и слова-сравнения, наиболее точно обозначающие качества, свойства предметов; познакомить с понятиями: «промысел», «идти в пяту», «фукать», «зазевешься».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа М, Пришвина „Золотой луг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пришвин М. М.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Грамматический строй речи : упражнять в правильном изменении различных частей речи, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе.
Звуковая культура речи : развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые навыки при пересказе.
Связная речь: довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве, формировать умение пересказывать от 3-го лица. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Развивать у детей слуховое внимание, память, творческое мышление.
Воспитательные задачи
Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира; воспитывать умение слушать ответы других детей.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
Оборудование: портрет М. Пришвина, текст рассказа М. Пришвина «Золотой луг», иллюстрации цветов, картинки с изображением луга, схема рассказа.
Ход занятия:
1. Организационный момент (Развитие зрительского внимания, мышления. На доске предметные картинки цветов).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, какие красивые картинки на ней висят. Скажите, что нарисовано на этих картинках? (цветы). Правильно. Цветы, которые растут на лугу – луговые цветы. А название каждого цветка вы знаете? (одуванчик, василек, ромашка, клевер, колокольчик).
2. Чтение рассказа (развитие слухового внимания, памяти).
Воспитатель: И сейчас об одном из весенних цветков я прочитаю вам произведение, которое написал Михаил Пришвин (показ портрета). Называется это произведение «Золотой луг». Располагайтесь поудобнее и слушайте.
М Пришвин «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
3. Беседа по содержанию (развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением).
- Что можно сказать про это произведение? Это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете, что это рассказ? (В нем нет волшебства, как в сказке; нет рифмы – как в стихотворении; в нем рассказывается история из жизни)
- О чем это рассказ? (о природе, о золотом, зеленом луге). (показ картинок с изображением луга, цветов)
- Почему М. Пршвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? (Потому что когда зацветали одуванчики, весь луг становился желтый, золотой)
- А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
4. Словарная работа.
Воспитатель: А все ли слова в этом произведении были для вас понятны? Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова». В этом рассказе есть трудные слова и нам надо узнать значение этих слов.
- Давайте разберемся со словом «промысел». Кто мне ответит, что это такое?
Промысел – это слово, издавна обозначающее какое-либо занятие, за счет которого живет человек.
- Дети, а что значит выражение «идти в пяту»? (Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту) Что имел ввиду автор? (значит, шел за братом след в след)
- Дети, как вы понимаете слово «забава»? (развлечение, игра)
- А какое слово было в рассказе для вас интересным и смешным? (фукну, фукнуть). Это слово ребята сами выдумали. И значит оно – дуть. Давайте и мы попробуем «фукнуть» со звуком «ф-ф-у-у» (показ действия детьми).
- Еще интересное слово «зазеваешся». Что это значит? (зевать; но в данном рассказ, по смыслу – отвлечешься, забудешься)
4. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики, ловкости).
Воспитатель: С чем автор текста сравнивает лепестки одуванчика? (с ладонями.) «Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым».
Давайте сейчас встанем и покажем нашими пальчиками цветочек.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
(Покачивайте кисти рук)
Наши алые цветки
закрывают лепестки,
(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,
Головой качают.
("Цветом" снова покачивается на ветру)
5. Повторное чтение рассказа с показом схемы (развитие долговременной слуховой памяти).
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю еще раз рассказ, а вы внимательно слушайте. А чтобы лучше запомнить, я приготовила для вас схему рассказа, по которой вам будет легче запомнить.
6. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы (развитие связной речи; формирование навыка работы по алгоритму).
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы попробуем с вами пересказать этот рассказ по схеме, которую я вам предложила. Рассказывать будут все по цепочке, то есть друг за другом по одному предложению каждый. Но сперва давайте вспомним имя мальчика про которого будем рассказывать (напомнить, что автора текста зовут Михаил. А в детстве его звали Миша). И рассказывать нам надо не так, как написано в тексте, например: «я с братом» или «я пошел», а «Миша с братом», «он пошел».
(Дети рассказывают по цепочк)
- А может кто из вас хочет рассказать историю целиком?
7. Физминутка «Одуванчик» (развитие общей моторики, ловкости;снятие напряженности и усталости).
Одуванчик, одуванчик! (дети приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик. (кулачок зажат, показать указательный пальчик)
Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит, (бегают с разведенными в стороны руками)
Все вокруг зашелестит. (прикладывают указательный палец к губам и говорят «ш-ш-ш)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом. (поднимают руки вверх)
8. Итог занятия :
-Ребята, чем мы сегодня занимались? (Пересказывали рассказ; говорили об одуванчике).
- Автор сказал про луг – золотой. А как еще можно сказать про луг? Какой он? (цветочный, зеленый, яркий, весенний)
- Дети, а про что можно сказать «золотой»? (золотой дождь, золотой ребенок)
- Что может быть «золотое»? (золотое кольцо, золотое платье)
- А про что или про кого можно сказать «золотая»? (золотая осень, золотая мама, сестра, бабушка, сережка, голова)
-А как вы понимаете выражение «золотая голова»?
- И можно ли про ваши головы сказать, что они золотые?
- Ваши головы сегодня на занятии были золотые, потому что вы внимательно слушали рассказ и отлично справились с заданиями. А сегодня на прогулке мы постараемся найти на участке одуванчики и посмотреть на эти красивые, интересные цветы, а может даже нам удастся «фукнуть».