Наталья Курманова
Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка диагностического занятия на соответствие требований ФГОС ДОК этапам технологии деятесностного метода Я. Т. Петерсон.
Опыт представлен воспитателем МБДОУ №11
Курмановой Н. П.
17.05.2018г.
Цели и задачи
Цель:
• Создание условий, при которых дети самостоятельно приобретут недостающие знания при обучении связанному, последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графический схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
• Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
Публикация «Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи), Пересказ рассказа В, Бианки „Первая охота“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развитие навыков планирования пересказа текста.
• Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
• Закрепление использования мнемотехнических приемов в формировании навыков последовательного пересказа.
Паспорт диагностического занятия.
Образовательная область: «Развитие речи».
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки).
Основная цель: обучение связанному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Оборудование: Сюжетная картина предметные картинки с изображением насекомых. Графические схемы для пересказа, наклейки, мольберт, магнитная доска, магниты, текст загадок.
Предварительная работа:
• Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота».
• Изучение лексической темы «Насекомые».
• Наблюдение в природе.
• Лексико-семантическая работа.
- 2-я часть: Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию:
- Ребята отгадайте загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
На поляне, зноем опаленной,
Спрятался в траве скрипач зеленый.
Он и сидит и на зеленой скрипке
Песенку выводит без ошибки.
(кузнечик)
- Как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, жука (насекомые).
- Сейчас я прочту стихотворение, вы его внимательно послушайте и выберите насекомых, которые прозвучат в нем:
-«Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое увидишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг внимательно вглядись
Волшебную увидишь жизнь.
(дети выбираем насекомых)
- Где обитают у нас насекомые?
(на лугу. (дети)
- Сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал В. Бианка в своем рассказе «Первая охота» (чтение воспитателем).
- (Педагог помещает на мольберт сюжетную картинку, задает вопросы по тексту и просит дать на них полные, развернутые ответы. По ходу беседы дети помещают предметные картинки с изображением насекомых на картину).
- Куда выбежал щенок? (щенок выбежал на луг.)
- Кого он увидел на лугу? (он увидел на лугу насекомых)
- Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (кузнечики в зеленой траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали).
- Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (все насекомые спрятались).
- Где прятались кузнечики? (кузнечики прятались в зеленой траве).
- Где замерли гусеницы? (гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить).
- Как спрятались бабочки? (бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберешь, где кора, где листья, где бабочки).
- Кто не испугался щенка? (крошечный жук- бомбардир не испугался щенка).
- Как защищался жук-бомбардир? (жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прям в нос попал).
- Что сделал щенок от испуга? (щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал).
- Сейчас поиграем в игру «Подбери признак»
- Кузнечик какой? (зеленый, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, крылатый, веселый, звонкий, большой, маленький).
- Бабочка какая? (нарядная, красивая, легкокрылая, разноцветная, порхающая, нежная, усатая, большая, маленькая).
- Гусеница какая? (толстая, не уклюжая, прожорливая, пушистая, страшная и т. д.).
ФИЗМИНУТКА:
II. Актуализация:
- Какой рассказ мы слушали? («Первая охота» В. Бианки). Сейчас я еще раз прочитаю.
Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить (чтение педагогом). Хотите этот рассказ пересказать? (Да). А сможете? (да).
- Ребята, давайте вспомним с чего начинается сюжет рассказа? (с начала).
- Чем завершается сюжет рассказа? (концом)
- В каком месте происходит развитие событий? (середина)
Давайте попробуем вместе найти схемы, которые укажут нам начало, середину и конец.
- Чей стол желает найти схему, которая укажет нам начало? (середину, конец рассказа).
III. затруднение в ситуации
- Дети из предложенных схем выберите схемы, отображающие последовательность развития событий рассказа.
Анализ пробного действия.
- Почему вы решили, что у вас получилось (выбрать схемы, отображающие начало, середину и конец).
Дети:
- Начало: (потому что рассказ начинается так : Выбежал щенок на луг)
- Середина: когда насекомые спрятались.
- Конец: что щенок взвизгнул, поджал хвост и убежал.
- А что будет, если мы поменяем местами схемы? (рассказ будет не правильным).
IV. «Открытие» нового знания (способа действия).
- А хотите самостоятельно составить графический план рассказа при помощи схем (хотим).
- А сможете? (сможем).
Предложить выбрать детям способы решения учебной задачи.
V. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
- Сейчас надо выбрать от каждой группы ребенка, который сможет по вашей выбранной схеме рассказать рассказ «Первая охота».
VI. Осмысление
- Ребята у вас получилось, вы смогли? (да).
- Кто тебе помог составить графический план рассказа? (моя команда, каждый из детей)
- А что тебе помогло в пересказе рассказа? (внимание, схемы)
Спасибо за внимание.
Используемая литература.
- Лебедева Я. В. конспекты для занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа «Учебно-методическое пособие – м. 2009- 96 с. / УМК ООПМБДОУ №11.
- Карта анализа методической разработки образовательной ситуации на соответствие требований ФГОС ДО к реализации системно- деятельностного подхода в образовании (приказ № 73 от 05.05.2017г. по МБДОУ №11
Результаты тематического контроля.
«Реализация системно-деятельностного подхода».
- Форма контроля: наблюдение педагогического процесса в ходе диагностических занятий за 2017-2018 учебный год.
- Участники: воспитатель и специалисты МБДОУ №11
- Сроки проведения: 14.05.2018г. -17.05.2018г.
- Установлено: показатель реализации системно- деятельностного подхода в образовании в соответствии ФГОС ДО в практике воспитателя Курмановой Н. П. составляет