Мария Шехина
Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста «Если вдруг тебя обидели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с правом ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации. (ст. 19, п. 1)
Задачи:
1. Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».
Публикация «Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста „Если вдруг тебя обидели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
2. Рассказать о значении и происхождении слова «защита»; формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи.
3. Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу.
4. Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).
Ход образовательной деятельности:
1. Чтение рассказа Эдуарда Шим «Не смей!»
Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек.
Ерунда, в общем.
Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.
Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.
Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Всегда прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко — стесняется…
Но сегодня Татьяна победила Фёдора.
Строил Фёдор город на вершине кучи. Глянь, бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?
Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул…
Может, вправду задумался — что ему сделали те, которые меньше его и слабей?
Социальный педагог после прочтения рассказа задает детям вопросы.
Что заставило робкую, тихую девочку Таню вступить в борьбу с заводилой и обидчиком Федором?
Что можно сказать о Тане? Какая она?
За кого заступилась смелая Таня?
Как вы думаете, легко ли ей было это сделать?
Как бы ты поступил на ее месте?
После обсуждения социальный педагог с детьми делают вывод: нанесение обиды, жестокое обращение — нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни (карточка).
А на месте паучка кто мог быть? А вместо мальчика Федора мог быть взрослый?
В данной ситуации можно было:
— защитить себя самому;
— обратиться за помощью к родителям, воспитателю, к соседям, в полицию.
Пусть каждый ответит мне на такой вопрос: кто должен заботиться о вас и защищать вас?
- Родители!
-Бабушки и дедушки!
-Старший брат!
-Воспитатель!
-Государство!
-Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли. Самого себя!
Входит очень грустный Лисенок (картинка)
- Что случилось? Поделись с нами своей бедой.
Лисё нок рассказывает: На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их пути: ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас. Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня. Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать?
Предложения детей.
-Рассказать родителям.
-Не быть одному на поляне.
С. п. :Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.
Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь! Потому что одна из обязанностей взрослого - защищать детей, заботиться о них! (карточка).
2. Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (рассматривание иллюстрации)
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только куклу подержала,
Только с куклой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, социальный педагог предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю: Дам ей куклу, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
3. Игра «Хорошие и плохие поступки»
Я буду рассказывать о хороших и плохих поступках, а вы должны оценить поступок - если поступок хороший, то вы хлопаете в ладошки, если плохой - то стучите ножками!
хорошие плохие
Твой друг или подруга:
*Люба, здравствуй, я очень рада тебя видеть после выходного дня.
*Наденька, мама подарила мне новую куклу, пойдем играть.
*Уля, принесла конфеты и угостила ими всех.
*Владик пришёл в детский сад, быстро разделся, помыл руки и помог Александре Павловне накрыть завтрак для всех детей. Твой друг или подруга:
*Эй, рыжий, иди сюда!
*Иди отсюда, мы не возьмём тебя в игру!
*У Андрюши новая игрушка, он принёс её в группу,
прячет за спиной, никому не даёт даже рассмотреть её.
*Принёс конфету и на глазах у детей съел её один.
4. Игра «Ругаемся овощами»
Социальный педагог: Ребята, бывает, что кто-то из вас гневается, обижается, дуется на взрослых как дома, так и в детском саду. Об обиде лучше рассказать обидчику или кому-либо, и тогда она растает, как тает снег весной, как тает мороженое в жаркий день или как тает льдинка в теплой руке. Если у кого-то есть обида на воспитательницу, например, то можно сейчас рассказать об этом, и обида обязательно уменьшится, а может исчезнуть совсем. Если тебя обидят, поступай так, как в игре: «Ругаемся овощами». Я приглашаю вас поиграть в неё. Вставайте в круг: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква», «Ты - квашенная капуста» и др.
С. п. : Обратите внимание, дети, что мы с вами сейчас поругались, а настроение у нас с вами нисколько
не испортилось, а наоборот - всем стало весело.
С. п. : Я знаю, что у вас всё же были ситуации когда вы обижались, ссорились друг с другом. Что в таком случае нужно сделать?
Дети: Помириться!
С. п. : В этом нам поможет коврик. Он не простой - это «Коврик мира» (садимся на ковер)
А вы знаете «Мирилки»? (да)
Сядем на коврик и проговорим их.
(Сидя на коврике дети проговаривают мирилки, общаются, жмут друг другу руки)
1-й ребё нок: Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
2-й ребё нок: Хватит ссориться и злиться!
Ну давай скорей мириться!
Прочь, обида, уходи!
Ждёт нас дружба впереди!
3-й ребенок: Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
С. п. : Какое правило получилось? - «Если обидел - помирись и извинись».
Итог: Как хорошо, что рядом с нами есть люди, которые приходят нам на помощь. Нанесение обиды, жестокое обращение – это нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Теперь мы знаем, что же можно сделать в данной ситуации: защитить себя самому, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю в детском саду, родителям своих друзей, к хорошим соседям, в милицию.