Марданова Галина
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «В сказочном лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, синонимы; обогащать словарь эпитетами, сравнениями,фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству).
Ход занятия
Дети стоят у входа в музыкальный зал (на некоторых шапочки лесных животных, который оформлен как сказочный лес (деревья, ручей, избушка на курьих ножках и т. п). Звучит волшебная музыка.
Воспитатель. Вы любите сказки?
Публикация «Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста „В сказочном лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
(Да.) Хотите попасть в нее? (Да) Тогда повторяйте за мной:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись ниоткуда,
Пусть свершится чудо!
Встань на пути,
Нас к себе впусти!
Дети входят в зал, осматриваются.
Воспитатель. Что это? Куда мы попали (В сказочный лес.) А кто живет? (Ответы.) Вот я вижу лису, белочку, ежика, медведя, волка, зайца. Давайте послушаем, о чем они говорят. Диалоги сказочных зверей.
Лиса.
Был бы, еж, ты хорош,
Только в лапы не возьмешь.
Еж.
Не хорош? Ну и что ж.
Без иголок я не еж.
Белочка. Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц.
Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!
Воспитатель.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк.
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
Лиса. Где ты был?
Волк. На рынке.
Лиса. Что купил?
Волк. Свежинки.
Лиса. Сколько взяли?
Волк. Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
Лиса. Кто отгрыз?
Волк. Собаки.
Лиса. Жив ли, милый куманек?
Волк. Еле ноги уволок.
Еж. Ты куда идешь, медведь?
Медведь. Да на пчелок поглядеть.
Еж. А зачем несешь бачок?
Медведь. Так. Повешу на сучок.
Заяц. Белка, где твой склад грибов?
Белка. По карманам у дубов!
Заяц. Где домишко твой?
Белка. В сосне.
Заяц. А постель? ?
Белка. Постель на мне.
Воспитатель. Дети, а вы загадки умеете отгадывать? (Да.) Тогда отгадайте.
Плутовкой издавна слывет,
В округе курам счет ведет
И ловит мышек ловко,
Хотя не мышеловка. (Лиса.)
Правильно, лиса. Где она живет? (Влесу) А в сказках ее можно встретить?
(Да.) Назовите сказки, в которых живет лиса. («Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин»,«Лиса и тетерев», «Как лиса летать училась», «Петушок - золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Лиса и дрозд»,«Кот и лиса», «Лиса и козел», «Лиса-плачея».) А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, кумушка, плутовка, Лиса-
Олисава и др.) Молодцы! Как много вы знаете! А кто еще живет в сказочном лесу? (Леший, Баба Яга, Кикимора и др.)
Да, но что-то никого не видно. Давайте позовем их! Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау) А что нам вторит,когда мы громко кричим в лесу?
(Эхо.) Давайте поиграем.
Игра «Эхо». Воспитатель громко произносит какое-нибудь слово, дети отзываются
тихо, затем наоборот; повторить два-три раза.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Ну, чего вы раскричались в моем лесу! Я не глухая! Чего надо?
Воспитатель. Мы пришли сказочный лес посмотреть.
Баба Яга. Ага! В гости,значит, пожаловали! И не боитесь? (Нет.)
Воспитатель. Вы узнали,кто это? (Ответы.) Давайте поздороваемся с Бабой Ягой. (Здороваются.)
Баба Яга. Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь какие вежливые! И много вы слов таких знаете? Или только одно?
Воспитатель. Наши дети много вежливых слов знают!
Баба Яга. Ну что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придется через глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.
Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов». Баба Яга выдает по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью воспитателя выкладывают мостик через «ручей», проходят на «полянку», где перед избушкой полукругом стоят стульчики, в стороне - фланелеграф.
Баба Яга. Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес-то не боитесь ходить? (Нет.)
Воспитатель. Мы и пословицы про храбрость знаем. («Волков бояться -в лес не ходить», «Смелость города берет», «Трус и таракана принимает за великана» и др.)
Баба Яга. Ой-ой-ой, какие умные!
И что это такое - пословица? С чем ее едят?
Воспитатель. Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, дает совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Дети, назовите пословицы и объясните, чему они учат.
Лексическое упражнение «Назови и объясни пословицу».
Без труда не выловишь рыбку из пруда (учит быть трудолюбивым).
Ученье - свет, а неученье- тьма (чтобы жить лучше, нужно многое знать,многому научиться).
Любишь кататься - люби и саночки возить (о трудолюбии).
Терпенье и труд все перетрут (о необходимости преодолевать трудности).
Семь раз отмерь, один раз отрежь (прежде чем что-то сделать или сказать, надо все хорошо обдумать).
Баба Яга. Да, много вы пословиц знаете, да какие все умные пословицы-то! А сказки любите? (Да.) Сейчас проверим. Скажите, кто сказки сочиняет?
(Народ, писатель.) А почему вы их любите? Что в них хорошего? (В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло.) Ох ты батюшки!
Воспитатель. Сейчас мы тебе докажем, что наши ребята настоящие знатоки сказок.
Дидактическая игра «Угадай сказку». Ребенок описывает сказочного героя, а
остальные дети вспоминают название сказки и автора. Например:«Этот веселый и озорной человечек с длинным носом ткнул очаг в каморке у папы Карло»
(Буратино из сказки АЛ. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Можно предложить детям найти и показать иллюстрацию к угаданной сказке.
Баба Яга. Ох, засиделась я с вами, все бока затекли. Выходите-ка на полянку,
косточки разомнем.
Динамическая пауза.
В темном лесе есть избушка,
Встала задом наперед.
В той избушке есть старушка -
Бабушка Яга живет. (Дети хороводом идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру круга, потом лицом в круг.)
Нос крючком, глаза в полоску
И, как уголь, все горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят!
Ух, сердимая какая! (Показывают длинный нос, щурятся,руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся)
И поломана нога,
Не простая - костяная.
Вот вам Бабушка Яга! (Прыгают на одной ноге, прихрамывают, топают,разводят руки в стороны.)
Баба Яга. Да, ничего не скажешь молодцы! И говорить, и играть умеете!
Да уж больно у вас все красиво да правильно. Я, лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная,люблю все делать наоборот. А ну-ка, где тут моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку брошу, должен сказать наоборот. Вот, например, скажу я слово «далеко», а ты ответишь. (близко).
Игра «Наоборот» (подбор антонимов). Высоко - низко, старый - новый
(молодой, сладкий - горький, холодный- горячий, белый - черный и др.
Баба Яга. Так! Поднимите руки, кто так же, как я, любит делать все наоборот,
кто готовится стать Бабой Ягой?
Воспитатель. Да нет уж, спасибо! Тебя и одной в лесу вполне достаточно. Дети, нравится вам в сказочном лесу? (Да.)
Баба Яга. И мне тоже все понравилось, только долго быть доброй я не могу - сейчас кого-нибудь съем!
Воспитатель. Да что ты, что ты!
Бабушка Яга, не сердись!
Лучше ты, бабусенька,
Ребятам улыбнись!
Баба Яга. Ой-ой-ой! Как это? Бабусенька. Да меня так ласково еще никто
не называл! А мне это очень-очень понравилось. Давайте-ка еще разок скажите так же ласково да нежно.
Упражнение «Скажи ласково».
Дети по очереди говорят добрые слова,интонационно подчеркивая их.
Воспитатель. А еще мы тебе подарим красивый цветок. Ведь всем известно, что от красоты добреют!
Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.
Игра «Слово-цвет» (подбор синонимов). Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на фланелеграфе (оранжевый апельсиновый, светло-синий - васильковый, ярко-зеленый - изумрудный,ярко-красный - алый, темно-красный вишневый, коричневый - шоколадный, золотисто-желтый - пшеничный,сине-зеленый - цвет морской волны).
Баба Яга. Да, согласна, красивый цветок расцвел у меня на поляне, редкий! Надо и мне «по амбарам помести,по сусекам поскрести», может, и для вас отыщется что-нибудь на память от Бабушки Яги, гости все-таки. Ох, чего-то я расчувствовалась. (Заходит в свою избушку, достает чугунок.) Раз, два, три!Чугунок, вари! (Внутри чупа-чупсы или
другие сладости.) Ну, вот и всё. Не поминайте лихом!
Дети. Спасибо! До свидания!