Валентина Иванова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательных действий дошкольников, путем использования исследовательской технологии.
Задачи:
Образовательные
уточнить и расширить сведения детей о воде, ее свойствах (прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, роли в жизни человека и живых организмов, об изменении агрегатного состояния воды;
закрепить знания о том, что вода- необходимое условие жизни всех живых существ на земле;
познакомить детей с круговоротом воды в природе, дать представление об основных источниках загрязнения воды;
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
поощрять выдвижение детьми гипотез; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми;
формировать умение четко решать поставленные задачи самостоятельно и при взаимодействии со сверстниками;
развивающие
развивать у детей мыслительные операции (анализ);
развивать исследовательскую активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, формировать на их основе устойчивые познавательные интересы;
воспитательные
воспитывать культуру речевого общения;
формировать понимание важности чистой воды для человека;
воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Предварительная работа: чтение стихов и отгадывание загадок о воде, инее, дожде, снеге, льде, росе; наблюдение за изменением воды в природе и в быту; наблюдение за распусканием почек на веточках, поставленных в воду; наблюдение за цветами, поставленными в подкрашенную воду и без воды; беседы о роли воды в жизни человека животных и растений.
Оборудование: глобус, схема с изображением круговорота воды в природе, презентация «Берегите воду», емкости с водой, стаканчики пустые и наполовину заполненные водой, трубочки для коктейля, сахар, соль, лимон, тушь, фильтровальная бумага.
Вниманию детей предлагается загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Воспитатель: «Верно, ребята, это вода».
Сегодня мы с вами поговорим о воде как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Как оно называется?
Верно, это лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину; не перебивать друг друга; не мешать друг другу; работать тихо, аккуратно, внимательно.
Пройдите в нашу лабораторию, наденьте одежду для работы.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, все загадки разгадать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет все узнать наша наблюдательность.
Предлагаю детям посмотреть на глобус, обратить внимание на то, что его большая часть закрашена голубым цветом. Все это – вода.
Что же такое вода?
Сегодня мы с вами будем искать ответы на вопросы о воде.
Опыт 1.
Вниманию детей предлагается два прозрачных стакана, в один из которых наливаем воду, а в другой молоко. Опустив в стаканы ложечки, предлагаю детям сравнить результат и попытаться сформулировать вывод. При необходимости помогаю детям.
Вывод: «Вода прозрачная, а молоко – нет».
В наборное полотно выставляем карточку с изображением свойства воды.
ОПЫТ 2.
Предлагаем детям понюхать воду и определить, чем она пахнет. Для сравнения детям можно дать понюхать духи, лимон. Можно провести эксперимент с закрытыми глазами. Дети делают вывод:
«У воды нет запаха».
Карточку с изображение свойства воды выставляю в наборное полотно.
ОПЫТ 3.
Предлагаю детям попробовать воду на вкус.
Вопрос: «Есть ли у воды вкус?»
Довольно часто дети могут сказать, что вода вкусная. Нужно доказать детям, что чистая вода не имеет вкуса. Можно добавить в воду соль, сахар и сок лимона и выяснить, что вода приобретает вкус того продукта, который мы в нее добавили (становится соленой, сладкой или кислой, а сама вода не имеет вкуса.
Вывод: «У воды нет вкуса».
Карточку с изображением свойства воды выставляю в наборное полотно.
ОПЫТ 4.
Вопрос: «Есть ли у воды форма?»
Вниманию детей предлагаются прозрачные сосуды разной формы и мелкие предметы (кубики, шарики и т. д.). Изменят ли они свою форму, если мы опустим их в стакан, вазу и т. д.? Дети приходят к выводу, что форма предметов не меняется. А теперь предложим детям налить воду в те же емкости. Что произойдет? Вода примет форму того сосуда, в котором она находится, а на поверхности растечется лужицей.
Вывод: «Вода не имеет своей формы».
А теперь можно предложить детям рассмотреть кусочки льда и предложить детям проверить имеет ли форму лед. Дети убеждаются в том, что лед сохраняет свою форму до тех пор, пока не растает, а превратившись в жидкость он растечется по поверхности блюдца.
Вывод: «Вода может превращаться в лед, а лед тает, превращаясь в воду».
Далее предлагаем детям ответить на вопрос: «А какие еще превращения происходят с водой?»
Можно помочь детям загадкой: «Как чайник закипает, он из под крышки вылезает.»
Возьмем термос с кипятком, откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар это тоже вода. Поместим над паром стекло или зеркальце и покажем выступившие капельки воды детям.
Вывод: «Вода может превращаться в пар».
Вопрос: «Скажите, а какие еще формы может принимать вода?
Будем играть «Угадай загадку, доскажи словечко».
1. С неба звездочки летят и на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки, кружатся зимой (снежинки).
2. Они белые, как вата, по небу плывут куда-то,
Держат путь издалека все барашки (облака).
3. Капли влаги на листочках, на траве и на цветочках.
Что это за чудеса? По утрам блестит (роса).
4. Ветер тучу позовет, туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ моросит холодный (дождь)
5. Сыплется из туч горох, прыгает к нам на порог,
С крыши катится он в сад. Что такое? Это (град).
6. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было;
Растворилось молоко – стало видно далеко. (Туман).
7. Серые гуси пролетали, белого пуха нароняли. (Тучи)
8. Зонтик буду я держать и стараться их считать.
Раз, два, три, четыре, пять… Что же падает опять? (Капля).
Ребята, мы с вами сегодня выяснили, что воды очень много вокруг и простой (пресной) и соленой в морях и океанах. А нужно ли ее беречь?
ОПЫТ 5. Растворить в стаканчике с водой капельку туши, обратить внимание на то, какой стала вода. Потом пропустить воду через фильтровальную бумагу, вода станет немного чище, но до конца очистить воду очень сложно.
Просмотр презентации о "Берегите воду".
Вниманию детей предлагается схема круговорота воды в природе. Рассмотрев приключения капельки, предлагаю детям представить себя капельками и поиграть в игру.
Динамическая пауза. Подвижная игра «Мы – капельки».
На листочке дерева (дети встают в круг) капельки сидят (присели,
Веселые подружки по сторонам глядят (повороты головы в стороны).
Соскользнули капельки прямо в ручеек (ходьба друг за другом)
И понес их быстро голубой поток (легкий бег).
Вот пригрело солнышко, стало всем тепло,
И поднялись капельки в небо высоко (дети поднимают руки, встают на носки)
Ну а в небе капельки медленно летают (ходьба друг за другом со взмахами рук,
Облачками стали, меж собой играют.
Тут подул вдруг ветер (кружатся, началась гроза,
Превратились в тучку облака тогда (образовать круг).
И закапал дождик мелкий, как песок (прыжки,
И упали капельки снова на листок (присели).
Предлагаю детям ответить на вопрос «Что было бы, если бы не было воды?»
Проанализировав ответы детей делаем вывод, что вода необходима для всего живого, жизнь без нее невозможна и нужно беречь каждую капельку воды.
Что такое капля? Мелочь, ерунда.
А что если по капле исчезнет вся вода?
Все без нее засохнет, жизнь на Земле заглохнет.
Игра «Верно- неверно»
Вода может превращаться в пар.
Животные и растения могут жить без воды.
Вода прозрачная.
Человек может жить без воды.
Вода не имеет цвета.
Все предметы тонут в воде.
Все предметы плавают в воде.
Вода может превращаться в лед.
Чистая вода не имеет запаха.
В. Работали хорошо. Молодцы!