Жанна Чащинова
Занятие по ознакомлению с миром природы в разновозрастной группе (3–4 года) «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД по ознакомлению с миром природы
в разновозрастной группе (возраст детей – 3 – 4 года)
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Воспитатель: Чащинова Ж. Ю.
Программное содержание:
Цель: закрепление знаний детей о диких животных, их детёнышах, о месте проживания.
Задачи:
1. Дидактические (обучающие) :
Публикация «Занятие по ознакомлению с миром природы в разновозрастной группе (3–4 года) „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Младшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, образ жизни, питание, название детёнышей) – мл., ср. гр. ;
- расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными (куница) – ср. гр. ;
- упражнять в правильном произношении звуков [у], [ф] – мл., ср.
2. Развивающие:
- развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
- способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие» - приоритетная область,
«социально – коммуникативное», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа:
чтение рассказов о диких животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Животные и их детёныши», «Лото – Дикие животные», просмотр презентаций: «Загадки о животных», «Хозяин леса – бурый медведь».
Дидактическое обеспечение:
мягкие игрушки: белка, заяц, медведь, волк, лиса; макеты деревьев: ель, кусты; письмо белочке; угощение для животных: орехи, морковка, бочонок мёда, рыба; угощение для детей: орешки; воздушные шары; нарисованные следы волка и лисы; картинки диких животных; две корзинки; мяч.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь (открывает дверь). Кто же это, отгадайте:
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
Белочка, говорит, что ей прислали письмо, но она не умеет читать, поэтому она пришла к нам за помощью.
Ребята, давайте поможем (воспитатель читает) «Здравствуй, белочка! Мы очень по тебе соскучились. Приходи к нам в гости. Мы живем в лесу. Твои друзья».
Белочка приглашает нас в лес, чтобы познакомить со своими друзьями - лесными жителями. Отправляемся в путешествие! Но так как мы собираемся в гости, топоэтому мы с собой возьмем угощения животным. Но мы не знаем, кто друзья у белочки и чем их угощать. Что делать? (Спросим у белочки)
Белочка приготовила для нас загадки, попробуем их отгадать? (Да)
Итак, первая загадка:
1. Кто летом серый, а зимой белый? (Заяц).
2. Рыжая плутовка, с пушистым хвостом, прячется под кустом. (Лиса)
3. Он в берлоге спит зимой под большой сосной. А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь)
4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
5. Почему нас называют дикими животными? (Они все живут в лесу, пищу добывают сами, о них никто не заботится,и домики они сами себе строят.)
Молодцы, все загадки отгадали.
Мы теперь знаем, кто у белочки друзья, поэтому догадаемся, что взять с собой в корзинку для угощения. (Дети выбирают угощение для зверей)
Эти шары нам помогут попасть в лес. Чтобы улететь закроем глаза и посчитаем до трех. Раз, два, три в лес попади! (звучит музыка)
2. Основная часть.
Воспитатель:
Ребята, вот мы и в лесу. Посмотрите вокруг себя. Как красиво здесь! (звучат голоса птиц)
А какой аромат в лесу! Давайте подышим лесным воздухом. Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем (2 раза) (Дыхательная гимнастика * Аромат леса*)
Ребята, а какое сейчас время года? (зима)
В лесу снега много или мало? (много)
В лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать зверей и птиц. Я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу (звучит музыка).
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто сидит под елью? (заяц)
Правильно, заяц.
А,какие у него уши, хвост? (уши длинные, хвост короткий)
А, какого цвета шубка у зайца? (белая)
Шерсть у него мягкая, погладьте его.
Пропойте песенку зайчика:
Слышно зайчика –чук-чук-чук.
Ребята, кто знает,какое угощение любит заяц? (морковку)
Правильно, морковку.
Это морковка тебе заяц. Приятного аппетита!
Воспитатель:
Ребята, что это за горочка? Это ведь берлога медведя. Зимой медведь спит.
А, какого цвета шуба у медведя? (коричневого цвета)
Правильно, медведь коричневого цвета.
Пропойте песенку медведя:
Храпит медведь в своей берлоге – уф-уф-уф.
Какое угощение оставим медведю? (мёд)
Правильно, мёд.
Это тебе мёд, медведь. Будет медведю сюрпризом, когда проснется весной.
Воспитатель:
Ребята, здесь я вижу следы. Похожи на следы волка и лисы.
Волк и лиса похожие животные. Только шубки у них разного цвета : лиса оранжевого цвета, а волк серого. У обоих хвосты длинные, правда, у лисы намного пушистее.
Пропойте песенку лисы и волка:
Поет лисичка – тяф-тяф-тяф.
Волк подвывает – у-уу,уу,уу.
Как вы думаете, какое угощение мы оставим им? (рыбу)
Правильно ребята, рыбу.
Это вам рыба, волк и лиса. Не обижайте зайчика и белочку.
Физкультминутка “Дикие животные” под музыку:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Ребята, а как вы думаете, что же помогает согреться животным зимой в лесу? (Шубки). Молодцы! А мы же с вами знаем, что некоторые звери меняют свои шубки.
Послушайте, какую историю я вам расскажу.
Зимой, произошла вот какая история. Встретились как – то под елкой в морозный день белка и заяц. Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?»
- Я – заяц. А ты кто такая?
- А я белка. А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала.
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно, лиса пройдёт мимо и не заметит. А ты, белка, почему стала другого цвета?»
- Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я променяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно, куница не заметит.
Ребята, вы так внимательно меня слушали, молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос. Какие звери меняют свои шубки и почему? (Заяц и белка, чтобы другие звери их не заметили).Правильно. А название, какого животного из этого рассказа вам не знакомо? (куница) Я покажу её вам на картинке, видите, какая она маленькая и красивая, но первое впечатление обманчиво. Куница – хищница.
Все звери поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь звери не замерзнут.
Но иногда зимой бывает так холодно, что и теплые шубки не спасают зверей от холода, хочется им в домике спрятаться. Вот и просят звери, вас спрятать их в своих домиках. Мы же знаем, что у каждого зверя есть свой дом.
Давайте, поиграем.
Игра с мячом «Спрячь меня»
(Дети на коврике встают в круг, а воспитатель бросает мяч детям и задает им вопросы. Тот, кто ловит мяч, отвечает и возвращает мяч воспитателю).
Вопросы:
Куда спрячем лису? (В нору)
А волка? (В логово)
Зайца куда спрячем? (Под кустик)
Куда спрячем медведя? (В берлогу)
А белку? (В дупло)
Вы такие молодцы, согрели зверей, накормили. Теперь они точно доживут до весны. А весной у них появятся детёныши. Угадайте, у кого кто?
Игра «Узнай и назови»(с использованием картинок)
У медведицы – (медвежонок).
У лисицы – (лисенок).
У волчицы – (волчонок).
У зайчихи – (зайчонок).
У бельчихи – (бельчонок).
Ребята, мы интересно провели время, путешествуя по лесу. Животные были рады нашим угощениям. Пришло время возвращаться в группу, попрощаемся с животными. (До свидания)
Воспитатель:
Эти шары нам помогут вернуться в группу, закроем глаза и посчитаем до трех (звучит музыка). Вот мы и вернулись в группу.
3. Заключительная часть.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Кого мы там повстречали?
Почему этих животных называют дикими?
Как в лесу нужно себя вести?
Вы теперь много знаете о жизни диких животных, и можете поделиться своими знаниями с друзьями.
А белочка приготовила вам сюрприз. Вот он. Интересно, что это в корзинке?
(Воспитатель угощает ребят орешками.)