Пилюгина Ольга
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей со свойствами песка, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Задачи:
• Воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
• Продолжать уметь определять физические свойства песка, формировать умение детей выполнять задания по инструкции взрослого, принимать учебную задачу, делать умозаключения по результатам обследования.
• Развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, салфетки, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание песком).
Словарная работа: исследователями, песчинки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Хотите быть исследователями?
Дети: Да
Воспитатель: Кто такие исследователи?
Дети: Кто изучает, проводит исследования чего – либо.
Воспитатель: Чего будем исследовать, узнайте, если отгадайте загадку.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе
Он и на стройке нужен, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Дети: Песок
Воспитатель: Показ презентации «Ах этот удивительный песок».
Физкультминутка
Отдых – наш физкультминутка
Занимай свои места:
Шаг на месте, левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спинку вы держите
Раз и два, раз и два,
И под ноги не смотрите
Раз и два, раз и два.
Воспитатель: Приглашаю в нашу мини – лабораторию.
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети:
• Не тереть грязными руками глаза.
• Не брать песок и грязные пальцы в рот.
• Не обсыпаться.
• Аккуратно работать за столом.
Воспитатель: Дети присаживаются за стол.
Опыт I «Свойства и качества сухого песка».
Воспитатель: Что на тарелочке?
Дети: Песок.
Воспитатель: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошке в другую. Песок сыпется – значит он?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок?
Дети: Шершавый.
Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте проверим.
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети: Песочных часах.
Воспитатель: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?
Ответы детей
Воспитатель: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепиться.
Опыт II «Свойства мокрого песка».
Воспитатель: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Какой стал песок?
Дети: Мокрый, липкий, темнее.
Воспитатель: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепиться, а мокрый лепиться?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Сравните мокрый и сухой песок.
Дети: делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.
Опыт III «Фильтр из песка»
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети: Вода очищается, течет чистая вода.
Воспитатель: Где остаётся грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель: Но воду нельзя пить, надо прокипятить.
Сравните грязную воду и очищенную воду? Какая вода чище?
Ответы детей
Вывод: Песок – это природный фильтр, он пропускает воду и очищает. Что нового вы узнали? А что вам было интересно?