Сметанко Людмила
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Богатства природы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Богатства природы России»
Цель: Систематизировать представление детей о полезных ископаемых.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Закреплять умение исследовать предмет, называть его свойства и особенности.
Публикация «Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Богатства природы России“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: Просмотр документальных фильмов о добыче соли; знакомство с профессией геолога, беседы о полезных ископаемых.
Оборудование: Тарелочки с песком, глиной, углем, мелом, солью. На каждого ребенка: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики и ложки, салфетки.
Ход занятия:
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и заниматься мы начнем.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Присаживайтесь на стульчики и мы начнем занятие.
Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?
(Ответы детей).
Чем богата наша страна?
(Лесами, морями, реками и полезными ископаемыми)
Слайд №1 (лес, №2, №3
Какую пользу приносят леса человеку?
Слайд №4
Что человек изготавливает из дерева?
Слайд №5
Какие полезные ископаемые добывают в нашей стране?
Слайд №6 (Ответы детей)
Почему их так называют?
(Ответы детей)
Давайте подойдем к столу, посмотрим какие полезные ископаемые находятся и расскажем какую пользу для человека приносит каждое из них?
(На столе на тарелочках лежит песок, глина, уголь, мел, соль накрыта салфеткой. Дети называют полезное ископаемое и говорят, как использует его человек)
Ребята, скажите кто занимается поиском и изучением полезных ископаемых?
(геологи)
Воспитатель: Мы геологами станем?
Дети: Да! Да! Да! (Хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да! Да! Да! (Хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь («плывут»)
Её не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели.
Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Ребята, посмотрите, на столе осталось еще одно ископаемое о котором мы не говорили. Отгадайте. Что это?
Загадываю загадку про соль:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
( Дети: это соль.)
(предлагаю детям сесть на стулья)
Ребята, а знаете ли вы как человек открыл соль?
Присаживайтесь, я вам сейчас расскажу
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.
Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Другая версия.
Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.
Следующая версия.
Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.
Так люди впервые пробовали соль.
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её.
Вот так соль и вошла в жизнь человека.
Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.
-А вы знаете, где находится соль?
Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей.
Ребята, а как добывают соль?
(Рассказ детей сопровождается показом слайдов)
Соль добывают подземным способом – в шахте, с помощью специального оборудования; и на поверхности земли, с помощью специальных машин и вручную. Очень много соли содержится в озере Баскунчак в Астраханской области.
Ребята, я предлагаю вам исследовать соль, для этого предлагаю отправиться в лабораторию Опытуса.
Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.
(показ схем)
Дети:
1. Внимательно слушать взрослого.
2. Не брать не чего в рот и не пробовать.
3. Не кричать и не шуметь.
4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
Вывод: соль- полезное ископаемое, белого цвета, без запаха, соленая, сыпучая.
А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Ребята, а скажите мне, для нужна людям соль?
Опыт «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Давайте попробуем почистить грязный бокал, насыпим на губку немного соли и почистим бокал. Что произошло? (Он стал чистым)
Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.
Вывод: соль - чистящее вещество
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюде лежит кусок льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Скажите посыпая дороги солью мы наносим вред природе? (Ответы детей)
Мы с вами проводили опыт с растениями, давайте посмотрим, что произошло.
(одно растение мы поливали соленой водой, а другое обычной)
(Дети делают вывод)
Опыт «Плавающее яйцо». Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.
А сейчас я хочу показать Вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане 2 ложки соли, во втором- 5. Добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
Ребята, скажите добывая соль человек вредит природе?
(Ответы детей)
Показ слайдов, о том как проваливаются под землю дома.
Можно ли исправить ошибку людей.
Рябята, наше занятие заканчивается, что нового вы узнали?
Скажите, добывая полезные ископаемые, пользуясь богатствами природы, о чем мы должны помнить.