Наталья Сапожникова
Занятие по окружающему миру для детей средней группы «Шестиногие малыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Тема: Шестиногие малыши
Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и их характерных признаках.
Задачи
Образовательные:
- уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, пчела, муравей) и их характерных признаках;
Публикация «Занятие по окружающему миру для детей средней группы „Шестиногие малыши“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
-объяснить значение насекомых в жизни человека;
Развивающие:
-развивать познавательную активность;
-развивать зрительное и слуховое восприятие;
-развивать логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;
-активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к окружающей природе;
-воспитывать бережное отношение к родной природе;
Оборудование: оборудованная поляна с цветами и насекомыми, магнитная доска, магнитофон, запись «Звуки природы», предметные картинки с изображением насекомых, иллюстрации к заданиям №2, №3 стр. 59 (раб. тетрадь «Здравствуй, мир! для детей 4-5 лет, банка меда, рисунок «Муравейник и его обитатели», костюмы насекомых: божья коровка, бабочка, пчела.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
-Дети, какое сейчас время года? (весна)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
-Назовите признаки весны. Какие изменения происходят в природе с наступлением весны? (тает снег, текут ручьи, появляется трава, прилетают птицы, появляются насекомые)
-На земле великое множество насекомых. Они такие маленькие, что их трудно разглядеть.
Сообщение темы занятия
- Ребята, сейчас я вам предлагаю отправиться на лесную поляну, чтобы поближе познакомиться с некоторыми ее обитателями. Но мы должны помнить важное правило – на лесной поляне нельзя шуметь, чтобы не напугать лесных жителей. (дети проходят в группу, где оформлена лесная поляна, слышны звуки природы)
-Что за чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
-Чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте представим: вот стоим мы на лесной полянке (вместе со мной выполняем движения, над головой деревья шумят, под ногами молодая травка. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот мы ростом с кустик, с травинку, с маленькую букашечку…
-Что мы видим вокруг себя? (трава как деревья, песчинки как большие валуны)
2. Основная часть
Беседа о насекомых
-Ой, кто это к нам приближается?
Загадка: Спинка красная,
На ней черные круги,
С каждой стороны по три ноги (божья коровка) – показ картинки
(Заходят дети в костюмах)
-Как передвигается божья коровка? (ползает и летает)
-Какого цвета божья коровка?
-Божья коровка такая яркая и ее легко видно на зелёном листе, да и любая птица ее заметит.
-Как же ей спрятаться?
-Ребенок: оказывается божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не хочет есть! Молоко и яркий наряд отпугивают даже пауков.
-А почему ее так назвали?
-Ребенок: «Божья» - так ее называют в благодарность за то, что она спасает зеленые саженцы от вредителей-тлей, которые поедают листья на деревьях. А «коровка» за то, что она, как большая корова дает молоко.
Задание : - Какая из божьих коровок нарисована правильно?
- Сколько всего лапок у нее?
- А вот смотрите, к нам приближается разноцветное облако. Да это же удивительное насекомое.
Загадка: Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка) – картинка бабочки
Заходит ребенок в костюме
-Ребенок: у бабочки, как и у всех насекомых, шесть лапок. У нее длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что происходит вокруг. Ночью бабочка не спит, а просто отдыхает, сложив свои крылышки.
Физ. минутка «Бабочка»
-Давайте превратимся в бабочек и немного отдохнем:
Утром бабочка встрепенулась,
Потянулась и счастливо улыбнулась,
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре- полетела
И на цветок красиво села.
-Ребята,как вы думаете, где дом у бабочки?
- Нет дома у бабочки. Дом для нее каждая травинка, каждая удобная веточка. За короткий срок своей жизни, а живут бабочки всего несколько дней, ей нужно узнать целый мир!
-Ой, а это что за баночка на полянке стоит? Написано - «Мёд».
-Какое насекомое могло его оставить? Кто делает мёд?
-Правильно – пчёлы.
-А где живут пчёлы? (в ульях)
-А вот и сама пчёлка! – показ картинки
-Посмотрите, как она ярко окрашена! Как вы думаете, почему?
-Всем своим видом она как бы предупреждает: «Не подходи, ужалю!»
-Пчела добывает нектар из цветов и перерабатывает его в мёд. И получается такой вкусный и полезный мёд!
-Но прежде, чем его собрать, ведь нужно найти цветочную поляну. Всего лишь одна пчела-разведчик отправляется на поиски. Когда большая цветочная поляна обнаружена, то пчела возвращается в улей и сообщает об этом. Тогда на эту поляну летит отряд сборщиков меда.
-А хотите знать каким способом разведчик рассказывает другим пчелам о найденной поляне? (ребенок в костюме пчелы)
-Пчела-разведчик исполняет специальный танец. Если летит по кругу – поляна рядом, если восьмеркой – поляна далеко (ребенок показывает)
Гимнастика для глаз:
-А давайте вместе с пчелой-разведчицей выполним гимнастику для наших глазок:
На полянку пчела прилетела,
Зажужжала и запела: -жжж
Вот она направо полетела, (дети смотрят вправо)
Вот она налево полетела, (дети смотрят влево)
Над полянкой покружилась (глазками по кругу)
И из виду скрылась!
-Помашем ей рукой, до свидания, пчёлка!
-Полетела сообщать всем пчелам о найденной цветочной поляне.
-А вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество насекомых.
-Кто же это? (муравьи)
-Как называется дом муравья? (муравейник)
-Муравейник – напоминает многоэтажный дом с множеством квартир. Он теплый и уютный.
-Ребенок: муравьи большие труженики и силачи. Да-да, они могут переносить груз в десять раз тяжелее себя! Давайте это представим.
-Артем, выходи сюда. Ты - большой и сильный. Как вы думаете, он сможет поднять 10 ребят и нести их всех на себе? А муравей может! Силач? (да)
-Ребенок: муравьи - санитары леса. Они уничтожают вредных насекомых, которые портят деревья, т. е. муравьи спасают деревья.
Задание «Какой рисунок лишний?» :
-Перед вами насекомые, называем вместе: бабочка, воробей, пчела и муравей. Кто из них лишний и почему?
(1. Лишний - воробей, т. к он птица, а все остальные-насекомые;
2. Лишний – муравей, т. к. он ползает, а все остальные-летают.)
3. Итог
-Пришло время прощаться с лесной полянкой и ее жителями. А вы заметили, что вы снова стали большими мальчиками и девочками, но мы не должны забывать о маленьких шестиногих малышах.
-Кого я так назвала? (насекомых)
-А каких еще насекомых вы знаете?
-Насекомые - это часть природы. Если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы, поэтому нельзя их убивать, а только беречь, любить и охранять.
-Вам понравилось наше путешествие?
-Что для себя нового и интересного вы узнали на занятии?
Всем спасибо.