Личик Марина
Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы"
«Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата уже нельзя рассматривать как исключительно научную. Это комплексная междисциплинарная проблема, охватывающая социальные, экономические, экологические аспекты…
Публикация «Конспект занятия в средней группе по окружающему миру „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Важно повысить уровень осведомлённости общества о проблемах ближайшего будущего. Всем социально активным людям нужно уже сегодня принять активное участие в объединении и сплочении мирового общества, игнорируя все эгоистические, социальные, политические, религиозные и иные барьеры, которыми система искусственно разделяет людей. Только объединив свои усилия в мировом содружестве не на бумаге, а на деле, можно успеть подготовить большинство жителей планеты к тем планетарным климатическим, мировым экономическим глобальным потрясениям и изменениям, которые грядут. Каждый из нас может сделать много полезного в этом направлении! Объединившись, люди удесятеряют свои возможности».
Введение.
Идея создания данного проекта появилась, когда в конце 2017 года в СМИ стали обсуждать извержения вулканов. «Под территорией Йеллоустонского национального парка (штат Вайоминг) находится очаг крупного вулкана, который сейчас активизировался. Сейсмологи обеспокоены ситуацией, которая складывается вокруг супер вулкана Йеллоустон, находящегося в самом центре США. В случае его извержения Северная Америка фактически перестанет существовать, превратившись в безжизненную пустыню, напоминающую поверхность Марса. И самое страшное состоит в том, что это несчастье может произойти. в любую минуту…»Следом извержения в Японии вулкана Симмоэ, в Гватемале вулкан Фуэго, на Камчатке вулкан Шивелуч …
Мне очень захотелось рассказать детям о вулканах. Показать его строение, как он извергается.
Актуальность
В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей.
На Земле существует порядка 1 500 активных вулканов, 50 из них ежегодно извергаются, выбрасывая в воздух пар, пепел, ядовитые газы и лаву.
Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов.
Решено было разработать индивидуальный проект «Вулканы».
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Методы и приё мы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, фото, иллюстраций, опыты, рисование рисунков, анализ и обобщение результатов.
Материал:
-телевизор, видеофильмы.
-фото, картинки с изображением вулканов
-макет вулкана, смесь для изготовления извержения вулкана (пищевая сода, красная краска – гуашь, лимонная кислота, вода);
Гипотеза - возможно ли создать искусственный вулкан и провести его извержение.
Объект исследования – вулканы.
Предмет исследования – использование знаний о вулканах в предметно- исследовательской деятельности.
Програмное содержание:
Цель: познакомить детей с природным явлением-извержением вулканов, видами вулканов.
Задачи:
обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека;
развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения эксперимента, развивать логическое мышление;
воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Словарная работа: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.
Предварительная работа: просмотр фото и видеофильмов о вулканах, чтение энциклопедии.
Развивающая предметно-пространственная среда : макет вулкана, лимонная кислота, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, фото "Мир вулканов", стаканы с водой, камни.
Используемые технологии и методы:игровые технологии, экспериментирование
Содержание НОД:
1. Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами снова пришли в наш "Уголок почемучек". Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?
Дети: Чтобы изучить что-то новое и интересное
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?
Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Дети: Вулкан
Воспитатель: Правильно! А что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?
Дети: Да
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 2 "Вулканы"). Что вы видите на картинке?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно, это вулкан. На вид вулкан, это обычная гора, внутри которой находится очень горячая жидкость -лава, и пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то вулкан начинается извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух. (Слайд 3,4 ,5,6"Вулканы").
Такие вулканы называются действующими. (Слайд 7"Какие бывают вулканы?")Действующие; (Слайд 8 «Какие бывают вулканы?») Потухшие. (Слайд 9 «Вулканы могут извергаться из воды)
Дети: рассматривают изображение
Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана
(обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим.
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Воспитатель: А вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: В нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Дети подходят к макету вулкана и внимательно смотрят за воспитателем,как он добавляет в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, Лимонную кислоту (заранее разбавленную в воде)
Воспитатель: Что вы наблюдаете?
Дети: Как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель: Во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые застывают и получается камень - пемза.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 10 "Различия между пемзой и галькой").
Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.
Дети: Находят пемзу, среди остальных камней
Воспитатель:А теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт "Тонет-не-тонет"
Дети: Бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают, делают вывод: галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет
Воспитатель:А теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.
Дети:Галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность,рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде.
Воспитатель: Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает "спокойно". И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке
А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов?
Дети:Размышляют, высказывают предположения
Воспитатель: проводит беседу "Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?".
Показ (Слайдов 11,12,13,14 «Польза и вред от вулканов)
Воспитатель:Ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана?
Дети: Высказывают предположения
Воспитатель: Извержение можно предсказать заранее и занимаются этим ученые – вулканологи.
Показ (Слайда 15 "Профессия - вулканолог")
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах. И сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди вулкан" и проверим на сколько вы были внимательны
Показ (слайда 16 "Где спрятался вулкан")
Дети: Находят на изображении на экране вулкан.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.
Литература:
1."Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
2. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. - Спб. ,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.
3. Интернет источник LOVEOPIUM.RU
4. Интернет источник Maam.ru
Глоссарий.
Вулкан-гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные патоки раскаленной лавы, которые растекаются по поверхности земли.
Кратер- чашеобразное углубление на вершине горы.
Жерло- это вертикальный или наклонённый канал, по которому вытекает лава.
Магма- расплавленное вещество мантии.
Лава- это магма, излившаяся на поверхности. Температура 750-1250 C. Скорость течения 300-500 метров в час.
Вулканолог- специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов.