Оксана Требунская
Занятие по обучению грамоте в предшкольном классе «Потерянные буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте «Потерянные буквы»
Цель: закрепление изученных букв и звуков.
Задачи: различать гласные и согласные; распознавать в словах мягкие и твёрдые согласные; обогащение словарного запаса; развивать связную речь.
Ход занятия
1. Орг. момент
Публикация «Занятие по обучению грамоте в предшкольном классе „Потерянные буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в школу, обнаружила странные вещи в нашем классе. Пропали все наши буквы, которые мы уже выучили. А ещё по всему классу светятся звёзды. Кто же мог это сделать? Я знаю, кто может нам помочь! Нам нужен звездочёт. Он знает всё, что происходит в небе. Чтобы он появился здесь, вам нужно сделать волшебство своими руками.
Дети закрывают глаза и машут руками. Воспитатель одевает плащ звездочёта.
Звездочёт: - Здравствуйте, ребята! Слышал о вашей беде и готов помочь вам. Сейчас я посмотрю в свою подзорную трубу, и мы узнаем, что делается в небе. А помогут мне оставленные следы-звёзды.
- Ой-ой-ой, вижу, вижу, ваши буквы похитили инопланетяне. Вы готовы к путешествию за своими буквами? (Ответ детей) Тогда полетим туда на ракете.
2. Основная часть
Звездочёт: - О, я вижу кто-то крадётся по планете. Это инопланетянин и, кажется, он хочет что-то спрятать. У-у-у-у-у, у него что-то выпало. Что же это такое?
Воспитатель показывает детям букву У. Выходит буква У: Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитке рожки тоже
Так на букву У похоже.
Звездочёт: - А какой звук обозначает эта буква? (ответ детей)
- Что мы про него знаем? (он гласный, поётся, отмечаем красной фишкой)
- А кто знает, чем отличаются звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
- Ребята, одну букву мы с вами нашли, но чтобы мы могли научиться читать и писать, одной буквы слишком мало. Инопланетяне подбросили нам конверт с заданиями. Если мы их выполним, то мы можем спасти наши буквы.
Задание № 1. Звездочёт показывает схему, дети отвечают, что она обозначает (слово состоит из звуков).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные – твёрдые и мягкие)
Задание № 2. Слова делятся на слоги: карандаш, пенал, верблюд, эскимо, луна, магазин, одеяло.
- А кто знает правило для определения количества слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов - это знает каждый из учеников)
Звездочёт: - Слышу инопланетяне готовы отдать нам ещё две буквы. Что же это за буквы? (Ы, Э)
Выходит буква Ы: Ы – какая ты толстушка!
Твой животик, как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть!
Выходит буква Э: Это Э с открытом ртом
И большущим языком.
Звездочёт: - Наша ракета не может лететь дальше. Инопланетяне её заблокировали. Чтобы её разблокировать, нам надо угадать загадки про буквы. Будьте внимательны!
1. Айболиту все сперва
Говорили букву. (А)
2. Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву. (О)
3. Давно известно детям всем:
Корова знает букву. (М)
4. Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква. (Ы)
5. Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву. (У)
6. В старом дереве дупло
Ну совсем как буква. (О)
- Ура, наша ракета разблокирована, и мы можем лететь дальше.
3. Физкультминутка «Летим на ракете»
Звездочёт смотрит в подзорную трубу
- О, я вижу летающую тарелку. Посмотрите на неё очень внимательно. Может быть вы заметите на ней что-то необычное.
Дети рассматривают летающую тарелку, находят буквы О, Н, Л.
Звездочёт: - Конечно, если посмотреть, вы увидите знакомые нам буквы.
Выходит буква Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Выходит буква Н: У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка
Н-н-н-н-н-н получилась лесенка.
Выходит буква О: Буква О – луна и солнце,
В доме круглое оконце
И часы, и колесо
И это, кажется, не всё.
Звездочёт: - Ребята, вы такие молодцы! Столько букв уже нашли. Я вижу на ваших лицах радостные улыбки.
- А какой звук получается, когда мы растягиваем рот в улыбке? (звук И)
- Верно, и обозначается он буквой И. А вот и она.
Выходит буква И: Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? –
Три! – А какая буква? – И.
Звездочёт: - А дальше по порядку я назову И-краткое.
Выходит буква Й: Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Звездочёт: - Ребята, а кто помнит секрет этой буквы? (она всегда мягкая)
- Мы уже нашли немало букв. Давайте попробуем прочитать слоги из них.
ЛУ, НО, НЫ, ИЛ, ЭЛ, ЭЙ, ОЙ, ОН, ОНИ.
- Ребята, а ведь мы нашли не все буквы, которые уже выучили. Здесь нет двух очень важных букв. Кто может сказать, какие это буквы? (Буква М и буква А)
- Почему эти буквы очень важные! (потому что, из этих букв мы можем составить слово, самое дорогое для каждого из нас)
- Какое же это слово? (это слово МАМА)
- Я смотрю в свою подзорную трубу. О, к нам приближается инопланетянин.
Звездочёт обращается к инопланетянину: - Здравствуй житель планеты. Верни нам, пожалуйста, буквы М и А.
Инопланетянин: - Зачем они вам? Вот я сделаю из них отличную антенну для своего корабля.
Звездочёт: - Но нам они тоже очень нужны. Без них мы не сможем читать и писать.
Инопланетянин: - Подумаешь, я тоже не умею читать и писать, и ничего, живу себе весело.
Звездочёт: - Но в мире существует очень много разных, интересных книг. Но, чтобы их прочитать нужно знать все буквы. Давай меняться – мы тебе подарим алфавит, а ты нам вернёшь наши буквы! И тоже сможешь научиться читать.
Инопланетянин: - Зачем мне это надо?
Выходит ребёнок: Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить
Прочти, пожалуйста, прочти,
Не надо умолять сестрицу,
Ну прочитай ещё страницу.
Не надо звать, не надо ждать,
А надо взять и прочитать.
Инопланетянин: - Ладно, уж, берите свои буквы, а я пойду и запишусь в космическую школу.
Звездочёт: - Ну что, ребята, знакомые нам буквы мы нашли, пора составить слово МАМА.
- Возвращаемся в школу, в наш класс. Вас там уже ждёт ваш воспитатель. Закрываем глаза, летим.
Воспитатель переодевается.
4. Итог.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада, что вы сумели выполнить все задания и спасли наши буквы. На этом наше путешествие заканчивается.