Получи документы

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»

Ирина Шваб
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук «Ш», буква «Ш».

Цель занятия : организовать познавательную деятельность детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Корригировать произношение звука «Ш».

2. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах

3. Упражнять в определении позиции звука «Ш» в словах (начало, середина, конец).

4. Познакомить с буквой. «Ш», соотнести звук «Ш» с буквой.

5. Формировать начальные навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

2. Корригировать и развивать слуховое восприятие;

3. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятию;

2. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

3. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе;

4. Воспитание аккуратности.

Здоровьесберегающие:

1. Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

2. Соблюдать правильную посадку детей;

3. Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Демонстрационный материал: домики для звуков, буквы; картинка –воздушный шар, предметные картинки для артикуляционной гимнастики, указка, столы, стульчики.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, конверты с заданиями, фишки для звукового анализа, мячики - массажёры, синие карандаши, буквы «М», «Ш», «К», «Ы», «А».

Ход занятия:

Организационный момент.

Психологический настрой.

-Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Я хочу вам пожелать, чтобы у вас сегодня было доброе утро, добрый день, ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей. На самолёте, на ракете, на поезде).

- А мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре.

- Посмотрите на картинку. Из каких частей состоит воздушный шар?

(Шар и корзина).

- Корзину нам заменят наши стульчики. А шар мы построим из пальчиков.

Пальчиковая фигура «Шарик».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).

- Давайте, подуем на наш шар.

- Наш воздушный шар готов к полёту, заходите в корзину, отправляемся в путешествие в страну Букварию.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ним соответствующие фишки для обозначения звуков)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для букв).

- Какие буквы живут в красном домике? (Гласные буквы).

- Какие буквы живут в синем домике? (Согласные, твёрдые).

- Правильно: гласные и согласные.

- Как вы видите, буквы делятся на 2 неравные группы : большую из них составляют – согласные, а меньшую – гласные.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть).

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

- А на чём мы с вами прилетели? (На воздушном шаре.) Посмотрите и прочитайте, что написано на корзине воздушного шара? Какой звук в начале этого слова? (Звук Ш) Сегодня мы будем закреплять произношение звука Ш.

Возьмите зеркало и посмотрите, правильно ли у вас работают губы, язык,

когда вы произносите звук «Ш».

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш?

(Губы округлены и слегка вытянуты вперёд).

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук Ш?

(Язычок поднимается к нёбу за верхние зубки. Широкий язычок наверху образует «чашечку»).

- А какой воздух выходит изо рта, когда мы произносим звук Ш? Поднесите ладонь ко рту и скажите все Ш Ш Ш

(Теплая воздушная струя идёт по центру язычка).

- А что делает голос, когда мы произносим Ш. Приложите руку к горлышку произнесите Ш Ш Ш

(Горлышко «молчит»).

- Произнесём звук «Ш». Какой он гласный или согласный?

- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

- Запомните, звук «Ш» всегда твёрдый! Он согласный, живёт в синем домике.

- Для правильного произношения шипящих звуков надо выполнять

артикуляционную гимнастику для язычка.

- Давайте с вами потренируем наш язычок.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («Лягушка - Хоботок», «Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

- Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. Но каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показ буквы «Ш»).

- Звук «Ш» на письме обозначается буквой «Ш». На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

- Становитесь в круг. Мы потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

(Возьмите мячики, сделаем пальчиковую гимнастику).

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

- Отдохнули, а за столами вас ждёт новое задание.

Задание №1. «Найди и обведи все буквы Ш».

( раздаточный материал: конверты на каждого ребёнка и карандаши синего цвета)

Е Щ Ш Ё Ш Ц И Ч П Ш Щ

Задание №2. «Определение позиции звука Ш в словах

Отметить место звука Ш в словах (начало, середина, конец). Раскрасить отмеченное окошко синим карандашом.

Картинки «шапка», «мишка», «душ».

Задание №3. «Выложи букву Ш»

Тактильное восприятие. (Из счётных палочек, из фасоли, из спичек и т. д.)

Задание №4. «Разложи слова на слоги».

(3 обруча – синий – картинки, где 1слог, красный – картинки, где 2слога жёлтый – 3слога; предметные картинки, где звук Ш.)

Надо проговорить слова, чтобы узнать сколько слогов в каждом слове и разложить их.

- Молодцы! Все справились.

Задание №5. «Выполни звукобуквенный анализ слова».

В конверте буквы, они потерялись, надо собрать слово и прочитать какое слово получилось.

- Давайте разделим слово «мышка» на слоги (мыш-ка).

- Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 2 слога).

- Теперь составим звуковую схему этого слова.

- Какой первый звук в слове? (1-й звук «М»).

- Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Какой следующий звук? (Звук «Ы»)

- Какой он? (Гласный).

- Назовите третий звук в этом слове? (Звук «Ш»).

- Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой).

- Какой 4-й звук? (Звук «К»).

(Согласный, твёрдый, глухой).

- Какой последний звук?

(Звук «А»).

- Ребята, назовите сколько гласных звуков в этом слове? (2 – «Ы», «А»).

- Сколько согласных звуков? (3 – «М», «Ш», «К»).

- Ребята, мы с вами прилетели в страну Букварию на воздушном шаре. Но пришла пора возвращаться нам обратно в детский сад. Займите свои посадочные места. (На стульчиках лежат предметные картинки – перевёрнутые). А на моём месте – схема предложения.

- Что это такое? (Схема предложения).

- Давайте составим с вами предложения.

Задание №6 «Придумай предложение по схеме».

(Работа по схеме предложения, с помощью предметных картинок).

Составить предложения со словами: машина, груша, карандаш, шар, кошка, мышка, лягушка, кукушка).

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое, второе, третье слово?

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Итог занятия. - Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? С каким звуком, буквой вы познакомились?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе Цели занятия: 1. Коррекционные: закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематическое восприятие. 2.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя» Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: "Учимся играя" "Сделать серьезное занятие для ребенка.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «К нам гости пришли — Буква О». Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. расширять и конкретизировать представления о звуках (гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые).

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической к школе группе «Зимняя сказка» Коррекционные задачи: Развивать слуховую память и фонематическое восприятие. Совершенствование умения детей в звуковом анализе и синтезе,.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по обучению грамоте и формированию связной речи у детей с ОНР. (второй год обучения) Фронтальное занятие с группой детей. (11 человек).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Видеоотчет о НОД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы «Школа веселого Колобка» Тема: «Звук и буква К». Цель: Познакомить со звуком и буквой К. Задачи: 1. Образовательные: учить учащихся выделять звук [к] в ряду слов,.

Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами» Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников.

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки»Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки» Конспект образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 21:45
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шваб в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД