Римма Карагозян
Занятие по математике с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.
Задачи:
Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);
Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
Учить детей изготавливать простейшие водяные часы;
Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;
Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Публикация «Занятие по математике с детьми подготовительной группы „Путешествие в мир часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Материал : разнообразные часы (солнечные, водяные, механические наручные, электронные. Иллюстрации с изображением водяных часов; карточки с цифрами от 1 до 12, песочные часы интервалом 1 минута, 4 кувшина с водой; пластиковые бутылки емкостью 1,5 литра; раздаточный материал – игра «Режим дня».
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Ход занятия:
I.Вводная часть
Дети подводят к столу.
Педагог: Дети, в нашем детском саду открывается музей «Хочу все знать и измерять». В нем находятся разнообразные предметы для измерения: длины, массы, давления, времени, температуры. Как вы думайте, что это за предметы?
Дети: весы, линейки, часы, термометры и т. д.
Педагог. Мы попадем на выставку. А что это за выставка? Послушайте загадку и отгадайте:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.
Дети. Это часы.
Дети проходят к стенду, в котором оформлен мини-музей «Хочу все знать и измерять».
II. Основная часть
Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.
Педагог. Дети, посмотрите на выставку часов. Чем похожи они между собой?
Дети. У часов есть цифры, стрелки.
Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов.
Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).
Показ макета часов.
У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
Как вы думайте, удобны ли такие часы?
Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.
Педагог. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Я предлагаю вам, сделать такие часы.
Объяснение педагога по изготовлению часов.
Дети разбиваются тройками и проходят к столам.
Практическая работа - Изготовление водяных часов.
Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?
Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Педагог. Похоже устроены и песочные часы, которые вы только что использовали.
Дети снова возвращаются в музей.
Педагог. Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
Дети. Часовщик.
Педагог. Часовщик – это человек, который ремонтирует часы.
Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
Рассказ детям о часах.
У нас есть часы, которые называются «будильник». Без них мы всегда опаздывали, потому что крепко спим.
есть часы, которые надевают на руку. Это наручные часы.
Есть часы без стрелок, там цифры мигают. Они называются «электронные». Их не нужно заводить, надо только батарейки менять.
Педагог. И так, мы узнали, что бывает много разных часов. А сейчас представим, как они работают.
Физкультминутка
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Педагог. Пять часов!
(встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).
Игра повторяется.
Дети проходят за столы.
III.Заключительная часть.
Педагог. Послушайте стихотворение Валентина Берестова «Часы».
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!
Педагог. Вы тоже умеете определять время по часам. Мы сейчас поиграем.
Развивающая игра «Режим дня».
У детей карты с нарисованными циферблатами часов и разрезанные картинки с режимными моментами. Каждый циферблат часов разного цвета. Картинки с изображением режимных моментов на обратной стороне тоже разного цвета.
Задание: составить режим дня.
Дети проверяют правильность выполнения самостоятельно (используется самоконтроль). Педагог предлагает перевернуть картинки с изображением режимных моментов на другую сторону. Педагог сообщает детям о том, что если цвет циферблата совпал, с цветом картинки значит, они думали так же, как воспитатель. Но, мнение детей может отличаться от мнения педагога. Дети делают вывод.
Педагог. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.
Итог занятия.
Игра «Разбегалочки».
Педагог. Раз, два, три встань по три.
Дети по команде педагога разбегаются тройками. Педагог раздает карточки с вопросами «ЧТО?», «КАК?», «ЗАЧЕМ?».
Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.
Педагог. Я предлагаю вам на прогулке всем вместе, в солнечную погоду, изготовить солнечные часы. Для этого вы подготовите камушки, палку, цветы и продумаем эскизы этих часов. А затем их изготовите на участке.