Елена Казанцева
Игры-путешествия для старшей группы «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-путешествия для старшей группы
1 вариант
Задачи: Познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части, определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т. д.);подвести к пониманию,что часы человек создаёт для облегчения своей жизни.
Публикация «Игры-путешествия для старшей группы „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Материал: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.
Ход игры
Кто это у нас плачет (Оглядывает детей, заглядывает за ширму.) Да это же
Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?
Петрушка. В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник,
но,пока собирался,он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце ещё светило,
подумал, что успею,зашёл в магазин игрушек…и опоздал! Солнце меня подвело.
-Подожди, Петрушка, не плач. Давай разберёмся. Почему солнце тебя подвело?
Петрушка. Но у меня нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне (По солнцу.) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал,
что успею, и зашёл в магазин…
-Петрушка, Петрушка, мы уже это слышали. Но ведь солнце светит целый день.
Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время?
(Если солнце низко- ещё утро,если солнце высоко- день. Или по тени.)Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.
Петрушка. Ух ты, как интересно! А я-то думал…
-Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я всё расскажу о них.
Петрушка. Конечно! Пошли.
Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и зачем приходят в музей.
-Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок-колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка.
Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать и смотреть.)
А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет, и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Ещё такие часы могут затоптать или сломать колышек.)
-Да, такими часами люди недолго пользовались, а изобрели масляные часы. Как они устроены (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам
на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы (Нет, они могут упасть, и получится пожар.) Петрушка. Вот здорово, ведь в доме станет светло и лампа будет не нужна! (Всё сгорит, и ты, Петрушка,тоже.)Ну а если часы не упадут (Нужно будет всегда следить,не кочилось ли масло,подливать его.)А это что за свечка?Зачем она здесь?
-Это - тоже часы. Как, вы, думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит,прошёл день.)
-А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите,на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов.
Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.)Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем неудобны (В них сыплется песок, и люди узнают,который час. Их можно носить с собой всё время переворачивать.)
Но песок в них сыплется только 5 минут, и приходится время считать по минутам.
(По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям и с этими часами было не очень удобно, и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но всё-таки часы
тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час). И какие тогда часы придумали люди (Которые носят на руке, их можно везде с собой носить.)
-Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели (Будильник. Его заводят, он звенит.)
-А если,например,человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать? Всё время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести
будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему
напомнили.)
-А вот для этого человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал.
Это настоящие чудо-часы.
Петрушка. Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.)
Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, чтобы люди ложились спать.)
-Ну вот и все часы, а сейчас мы с вами вернёмся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые ещё никто не придумал.
Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.
2 вариант
Задачи: Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.
Материал: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.
Ход игры
Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать загадку, тогда увидим отгадку.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь,
Стучим, стучим.
-Правильно, это часы. Посмотрите,Знайка изобразил свои часы и прислал нам.
Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие.
Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто нам говорят: «Заканчивайте,оста-
лось 5 минут»- и смотрят на часы. Или «В десять часов идём на физкультурное
занятие». А если бы не было часов,знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов :
Петя, Петя, петушок,-
Золотой гребешок,
Петя рано встаёт,
Голосисто пёт,
Деткам спать не даёт!
-Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть.
Он может кричать раньше времени) .
-Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесёт. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: Начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час) .
-Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером- слева, а днём-прямо над домом. И ещё он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесёшь. Ночью и вечером они не работают).
- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Её становилось всё меньше и меньше. Но такие часы были неудобны - всё время приходилось доливать воду. (Показывает картинки с изображением водяных часов.) Затем человек создал песочные часы.
Так как дети знакомы с песочными часами,они рассказывают их действие.
-Чем неудобны песочные часы? (их хватает на несколько минут.) Правильно.
То их забудешь перевернуть, да и с собой не унесёшь, в карман не положишь, на стену не повесишь, да и хватает их на несколько минут: 3,5,10. Где ими удобно пользоваться (В бассейне, поликлинике. Когда ходил с мамой на процедуры, там были песочные часы) .
-Прошло много времени,пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружинку, закрутил её, чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и передвигает его, второе колёсико передвигает стрелку, а стрелки показывают часы и минуты.
Механические часы нужно заводить каждый день. Забудет человек завести часы, они встанут. А какие часы не надо заводить? (Электронные.)
- Правильно, чтобы было удобнее, человек создал электронные часы, работающие на батарейках. Они не такие капризные, их каждый день не надо заводить. В электронных часах светятся только цифры, не надо высчитывать минуты и часы. Удобно пользоваться такими часами? Как вы думаете, где человек использует часы, работающие от электричества? (Видели часы на вокзале? Их можно использовать на улице, ещё в метро) .
- Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим сейчас. И всё это сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые (Показывает разные виды часов, часы разной формы). Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе
постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.
Воспитатель даёт задание: подумать о том, как могут измениться часы в дальнейшем. Данное занятие можно разделить на два: сначала провести занятие о часах прошлого, а затем- о современных часах.