татьяна куделько
Занятие по исследовательской деятельности «В стране волшебства»
▼ Скачать + Заказать документы
В стране волшебства
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с магнитом и его свойствами.
2. Учить делать умозаключения и выводы.
3. Побуждать к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
2. Развивать у детей мелкую моторику рук.
3. Активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи:
Публикация «Занятие по исследовательской деятельности „В стране волшебства“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с тяжелыми и острыми предметами
2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Материал:
Оборудование: Для проведения опытов каждому ребенку:
Магнит. Иголка в игольнице. Стакан с водой. Удочка с магнитом. Магниты. Ё мкость с предметами разного качества: деревянные кубики, мелкие резиновые игрушки, пластмассовые шарики, картонные фигуры. Поднос, планшет, простой карандаш. Ёмкость с песком. Коробка с металлическими предметами: гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки. Цветной картон. Бабочки, матрешки, машинки на магнитах. Планшеты алгоритмы на каждого человека.
Ход путешествия
Воспитатель Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками. Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки, почувствуем силу каждого из нас и скажем волшебное заклинание.
Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся (закройте глазки) 1,2, 3. Волшебство скорей приди!
Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную лабораторную комнату. Наше путешествие мы начнем с первого волшебства. Приглашаю вас к первому лабораторному столу. В игольницах находятся швейные иголки. Какие они?
(Острые, железные, холодные, гладкие, твердые, блестящие и т. д.).
Воспитатель: Давайте опустим иголку в стакан с водой. Что произошло?
(Иголка утонула. Она опустилась на дно стакана.).
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
(Она тяжелая. Иголка железная. Она не может плавать. Вес иголки тяжелее веса воды.).
Воспитатель: А как можно достать иголку?
(Вылить воду из стакана. Можно достать с помощью ложки.).
Воспитатель: А я предлагаю вам достать иголку с помощью магнита.
Опыт № 1. Действует ли магнитная сила в воде.
Цель: Узнать, действует ли магнитная сила в воде.
Воспитатель: Для этого вам надо поднести магнит близко к поверхности воды.
Воспитатель: Кто достал иголку, воткните ее обратно в игольницу.
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде. Он притягивает к себе железные предметы даже в воде.
Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Воспитатель: Вот вам задачка, посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита.
Опыт №2
Цель: Достать скрепку, не замочив руки и магнит.
Воспитатель: В стакан с водой опустите скрепку. Попробуйте её достать магнитом, не опуская его в воду.
Для этого возьмем магнит, приблизим его к скрепке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана.
Вывод: Магнит воздействует через стекло.
Воспитатель: Пройдите в следующую лабораторию. В этой лаборатории вы будете работать в парах. На каждую пару, предлагается один поддон с песком. В котором находятся металлические предметы: гвозди, шурупы, гайки, болты, скрепки, кнопки. Как вы думаете, какова наша цель?
Воспитатель: Вторая проблемная ситуация: просыпались наши гайки и шурупы в песок и исчезли.
Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только, что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
Опыт № 3
Цель: Собрать металлические предметы из песка при помощи магнита.
Воспитатель: Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в песке и сложить их в рядом стоящие подносы.
Воспитатель: Кто справился с заданием, вытрите руки влажными салфетками. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из песка?
(Гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки).
Воспитатель: Почему они притянулись к магниту?
(Эти предметы - из железа. Они металлические).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?
Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли передать, магнитные свойства обычному железу.
Опыт № 4
Цель: Узнать, может ли магнит превращать металл в себя
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно. Воспитатель: Делать волшебные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку! Физминутка: Пришло время отдохнуть Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше- выше подтянитесь. Ну- ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо- влево повернулись, Раз - нагнулись, два - нагнулись. Сели, встали, сели, встали, И на месте поскакали. Воспитатель: Проходите, ребята, к следующему лабораторному столу. Вы, младшие научные сотрудники и поэтому будете не только экспериментировать с магнитами и предметами разного качества, но и отмечать в планшетах результаты своих опытов. Напротив каждого предмета будете ставить + или - Если магнит взаимодействует с предметом, то поставьте +, если предмет не взаимодействует, то знак «-». ( Каждому ребенку предлагается емкость с предметами: картон, дерево, стекло, резина, пластмасса, камни, ткань, железо).
Опыт № 5. Все ли притягивают магниты? Цель: Определить какие предметы притянет магнит? Воспитатель: Ребята, у вас на столе стоит чудо коробка. Давайте заглянем туда, что вы видите? Воспитатель: Правильно, ребята, там лежат разные материалы - и ткань, и бумага, и кусочки резины, и кусочки оранжевой меди, и пластмассовые тарелочки, и железные скрепки. Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит? Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
Опыт № 6 Действует ли магнит через другие материалы?
Игра-опыт «Перелет бабочки», «Танцующая матрешка», «Гонки машин»; Игра: На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованной на картоне - лужайке с цветами; пластмассовая дощечка и матрешка; машинки на скрепке;
Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась бабочка? Что происходит с бабочкой, матрешкой, машинкой? Почему они двигаются?
Вывод: Сила магнита действует через картон, дерево, пластмасс, стекло.
Опыт № 7. Магниты действуют на расстоянии.
Цель: Узнать. Действует ли магнит на расстоянии?
Воспитатель: Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Опыт № 8 Соревнование на силу.
Цель: Влияет ли размер магнита на силу притяжения?
Воспитатель: берем большой и малый магниты, гвозди, скрепки. Подносим магниты к гвоздям и скрепкам — большой магнит поднимает больше, чем маленький.
Вывод: размер магнита влияет на его силу.
Воспитатель: Предлагает детям подойти к мнемотаблице и сказать, где используется магниты человеком?
Все эти свойства магнитов используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, Магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.
Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку Дома на холодильнике магнитные игрушки). Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты
Воспитатель:
- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.
Дети
Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.
Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии.
Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов.
Размер магнита влияет на его силу. Сила магнита действует через картон, дерево, пластмасс, стекло.