Елена Богданова
Занятие педагога-психолога с детьми 5–7 лет с нарушением зрения «Мы все разные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие педагога-психолога с детьми с нарушением зрения: «Мы все разные!» (5–7 лет)
Пояснительная записка
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. У детей в этот период происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, разных национальностей, людей с разными физическими возможностями.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка с нарушением зрения.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо для начало донести до него само понятие толерантности, терпимости, доброты.
Реализация данной методической разработки способствует формированию толерантного отношения у детей с нарушением зрения как в коллективе, так и вне.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми – это необходимое составляющее полноценно развитой личности ребенка.
Занятие педагога-психолога построено на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития.
Участники: педагог – психолог, дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование: Стихотворение А. Барто; терапевтическая сказка; подносы для очков; свеча на железной подставке с крышкой, музыкальное сопровождение.
Количество участников: развивающие занятия проводятся с подгруппой из 6–8 человек.
Время занятия 30 минут.
Цель: познакомить детей с нарушением зрения с понятием «толерантность»; развивать нравственно-значимые качества личности; воспитывать уважение друг к другу.
Основные задачи
• формирование толерантного сознания и поведения детей с нарушением зрения дошкольного возраста, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе;
• формирование представлений о понятии «толерантность» и воспитание доброжелательного и бережного отношения к другим людям, независимо от расы, языка, пола, физических возможностей.
• воспитывать любовь, уважение и терпимость к людям
• развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования образов, моделирования эмоций, создание положительного эмоционального настроя;
Ход занятия
I. Вступительная часть
Ход упражнения: Дети заходят, садятся в круг.
Приветствие (вхождение в занятие).
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встречи! Надеюсь, на занятие вы захватили хорошее настроение! Давайте мы с Вами поздороваемся. Для этого положите под левую ладошку соседа свою ладошку, а правой ладонью погладьте ее со словами: Доброе утро (имя ребенка). А теперь давайте поздороваемся коленками, спинками и ступнями. Молодцы!
II. Основная часть занятия:
Педагог-психолог:
А вы знаете, что такое доброта? (Ответы детей)
Сегодняшнее наше занятие я хочу начать со стихотворения А. Барто «Доброта»
Добрым быть совсем – совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится быстрей Земля
Если будет рядом доброта.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта живет на свете
Счастливы и взрослые и дети!
Педагог – психолог: Ребята, вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем говориться в стихотворении? (Ответы детей)
А вы слышали такое слово «Толерантность?». Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
Педагог – психолог:
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Толерантность - это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Педагог – психолог:
Ребята, а вы знаете как в этих странах люди приветствуют друг друга? (Ответы детей)
(Дети встают в круг, повторяют движения за педагогом – психологом)
• Арабы скрещивают руки на груди (Дети скрещивают руки на груди)
• Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона (Дети делают поклоны друг другу)
• Тибетцы высовывают язык (Дети показывают язык)
• Таджики, принимая гостя в своем доме, пожимают протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. (Дети приветствуют друг друга пожатием двух рук)
Зрительная гимнастика:
«Носик»
Смотрит носик вправо-влево,
Смотрит носик вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Мягко проводят указательными пальцами по векам.
Педагог-психолог:
Мы с вами продолжаем наше увлекательное занятие в мир толерантности, и сейчас я вам предлагаю сесть по кругу максимально удобно, очки снять и положить на свой поднос.
(Дети садятся в круг и снимают очки, педагог – психолог включает музыкальное сопровождение, в центре круга на железном подносе зажигает свечу)
Ребята, перед вами свеча! Направьте ваш взгляд на пламя свечи. Наблюдайте за племенем, не смещая взгляда. Все ваше внимание должно находится в пламени свечи. Если ваши глаза устали, просто закройте их.
(Горящая свеча помогает снять напряжение с мышц глаз у детей, помогает развить устойчивость взгляда и внимания, снимает стресс, усталость)
Сейчас я расскажу вам сказку про Ежика, который жил в лесном государстве и был очень нетерпимым.
Терапевтическая сказка про толерантность
В некотором царстве, в некотором лесном государстве жил ежик…
Был он такой маленький, маленький, но такой нетерпимый…
Его раздражали все: беспокойные сороки, веселые белочки, шумные барсучата.
И вот однажды утром он подошел к зеркалу, а там такое…. (злой еж)
Ежик, сломя голову побежал к сове.
- Тетушка сова, тетушка сова,
- прорыдал еж,
- что это со мной?
Сова – ха – ха, чего ты удивляешься, ты был таким всегда, когда ругался и топал ногами на других зверей.
-Мне не смешно, - обиделся ежик.
- Это результат твоей нетерпимости к другим. Ты своим злым поведением разбудил в себе страшного и ужасного зверя!
Что же делать? – заплакал ежик.
- Не плачь, я постараюсь тебе помочь. Я назначаю тебе: успокаивающие ванны, лечебные пиявки и зарядку для лица.
- Что за зарядка, спросил ежик?
Просыпаешься утром и улыбаешься.
Умываешься – улыбаешься.
Завтракаешь – улыбаешься.
Встречаешь белочек, барсучат или других зверей и им улыбаешься.
- А поможет?
- Конечно.
- Главное, чтобы ты научился быть терпимым к
другим зверям. Научись относиться с уважением, добротой и любовью к другим жителям леса.
- Я постараюсь! – сказал ежик.
И вот через некоторое время по лесу бегал веселый, задорный ежик с которым все хотели играть.
(Педагог – психолог накрывает крышкой свечу, потушив пламя)
Педагог-психолог: Ребята, а теперь потрите энергично ладони друг о друга и приложите их к глазам? Чувствуете тепло от ладоней? (Ответы детей)
Вернемся к нашей сказке, кто из вас скажет, про что была сказка (Ответы детей)
Динамическая пауза «Если есть хороший друг»
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоем (берутся за руки)
С облегчением вздохнем (вздыхают)
Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)
И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу) .
III. заключительная часть
Педагог-психолог: Ребята, как вы считаете, мы с вами все одинаковые или разные? (Ответы детей) Вы ответили абсолютно верно! Все мы с вами разные. Наш цвет волос, глаз, походка, голос, одежда, характер. Но несмотря на это, есть у нас что – то общее. Все мы любим купаться, кушать шоколад, кататься на санках с горки, у нас есть волосы, глаза, нос, уши, рот.
Педагог-психолог: Предлагаю вам поиграть в игру! Готовы?
Игра «Мы похожи»
(Дети становятся в круг, в центр приглашаю двух детей, у кого похожи прически; футболки одинаковые по цвету; у кого одинаковый цвет глаз; одинаковый рост.)
Педагог-психолог: Вы молодцы! У всех у нас есть что – то, что нас объединяет. Но есть и отличия! Предлагаю поиграть еще в одну увлекательную игру!
Игра «Мы – разные»
-Хлопают те, кто живёт в доме;
-Хлопают те, у кого светлые волосы;
- Хлопают те, у кого темные волосы;
- Хлопают те, кто любит конфеты;
- Хлопают те, кто любит арбуз;
-Хлопают те, кто любит рано вставать;
-Хлопают те, кто любит читать книги;
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Педагог-психолог:
Дорогие ребята, вот и подошло к концу наше с вами занятие. Сегодня мы с вами говорили о толерантности.
Что вам больше всего понравилось на занятии (Ответы детей)
Ваша группа – это маленькая семья, и мне хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили уважение, доброта, взаимопонимание, не было ссор и конфликтов. Все мы разные, все мы равные – но мы вместе!
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами (Дети хлопают в ладоши)
Используемая литература:
1. Гаврилова Т. Г. Педагогические условия формирования толерантности в дошкольных образовательных организациях / Т. Г. Гаврилова, И. В. Табакаева, И. А. Гычева // Диалог культур и толерантность общения: сб. статей по материалам III Межрегион. студенч. науч. -практ. конф. - Горно-Алтайск, 2017- 186 с.
2. Кузнецова О. И., Староверова М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей. - М: Гуманитарный изд. центр Владос 2014.- 143с.
3. Некрасова О. А. Воспитание толерантности дошкольников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями / О. А. Некрасова, И. В. Чуйкова // European Research. - 2017. - № 6 (19).- С. 46-49