Папки-передвижки

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога в ДОУ»

Аксенова Татьяна
Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы специальных движений, упражнений и приемов.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Разработка мастер-класса

Этап 1. Презентация опыта

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу Вас познакомить с кинезиологией. Это здоровьесберегающая технология, которая появилась в дошкольном образовании совсем недавно, однако уже сумела стать популярной.

В начале моей работы развитие общей и мелкой моторики у детей было на низком уровне, что значительно затрудняло их развитие в целом. Поэтому, меня заинтересовала технология кинезиологических упражнений.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии.

Этап 2. Представление системы знаний

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Кинезиологию применяли Конфуций, Гиппократ, Клеопатра. Считалось, что использование кинезиологических упражнений поддерживает мозг в активном состоянии.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий головного мозга, тем самым повысить стрессоусточивость, снизить повышенную утомляемость, улучшить состояние физического здоровья и социальной адаптации детей.

Все упражнения данной системы – перекрестные. Перекрестность и синхронность – главный принцип гимнастики мозга.

Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Кинезиологические упражнения можно условно разделить на блоки:

Блок 1. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия – улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

1. «Массаж ушных раковин». Цель – энергетизация мозга. Уши сильно разотрем и погладим и помнем. Расправить и растянуть внешний край каждого уха, одновременно рукой в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

2. «Качание головой». Покачаем головой - неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.

Блок 2. Упражнения для развития творческого (наглядно – образного) мышления – правое полушарие.

3. «Позевай». Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.

4. «Руки». Рукам чтоб силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях. Сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

Блок 3. Упражнения для развития абстрактно – логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа мозга.

5. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед – назад.

6. «Язычок». Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение языка в разные стороны.

Блок 4. Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

7. «Глазки». Чтоб зоркими нам быть – нужно глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.

8. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели. Разотрем их еле – еле. В течении минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Блок 5. Упражнения на дыхание.

9. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки – непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А – а – а». (У – у – у)

10. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим».

Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем медленно выдыхая, опустить руки ладонями вниз.

Данные блоки можно разбить на комплексы упражнений.

Кинезиологические упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими (Приложение 1).

Продолжительность занятий с детьми среднего и старшего возраста – 10–15 мин. Периодичность – ежедневно. Время занятий – утро, день. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность (Приложение 2).

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Для результативности проведения кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия: занятия проводятся утром, ежедневно, без пропусков; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом; упражнения проводятся по специально разработанным комплексам; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Только в этом случае кинезиологические упражнения принесут ощутимый эффект!

Этап 3. Имитационная игра (педагоги-дети)

Далее я предлагаю Вам поиграть в имитационную игру.

Данную методику можно начинать с самых простых упражнений "Кулак-ребро-ладонь", "Зайчик-коза-вилка", "Колечко", с последующим усложнением. Каждое утро, во время утреннего сбора, уделяется несколько минут для "Гимнастики ума". Предлагаю выполнить упражнения (для этого вызываю 4-5 педагогов)

1. «Кулак-ребро-ладонь». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми - десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладошка, Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

2. «Лезгинка». Цель-развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Кисть мы в кулачок сжимаем, А другую разжимаем, А потом их поменяем. И лезгинку начинаем.

3. «Оладушки». Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять. Бабушка для Ладушки - испекла оладушки. Кушай, кушай Ладушка - вкусные оладушки

4. «Ухо-нос-хлопок» Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Ухо, носик мы возьмем, Хлоп - опять играть начнем

5. «Потанцуем» Цель - активизировать нервные волокна в мозолистом теле; укрепить связи передних отделов мозга с мозжечком и вестибулярным аппаратом. Поднять невысоко левую ногу, согнув ее в колени, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ног. Затем, то же проделать с правой ногой и левой рукой. Выполняется 8-10 раз. Любим все мы танцевать, руки, ноги поднимать.

6. «Свеча» Цель - улучшать ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность. И. п. – сидя за столом (полу) или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох, глядя на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Этап 4. Моделирование

Далее предлагаю вам объединиться группами и подготовить элемент занятия с использованием кинезиологии. Я предлагаю разделиться на 2 группы по 3 человека за каждый стол. Первая группа выбирает упражнения для среднего возраста, вторая - для старшего.

Кинезиологические упражнения выберите самостоятельно. Здесь расположены карточки - упражнения для облегчения подбора. На подготовку пять минут.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)

Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)

Предлагаю Вам, уважаемые коллеги, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.

И в завершении мастер-класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Благодарю Вас за работу и предлагаю комплекс с рекомендациями по выполнению кинезиологических упражнений.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога в ДОУ»
Опубликовано: 26 февраля 2025 в 13:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Аксенова Татьяна (УИ 3537649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 февраля 2025 четверг
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД