Ольга Лавренюк
Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Сравнение звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
2. Совершенствование фонематического восприятия.
3. Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и мелкой моторики.
4. Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
Оборудование
1. Картинки с изображением жука и комара.
2. Карточки с девятью квадратами разного цвета.
3. Фигурки из киндер-сюрприза.
4. Тетради,карандаши.
5. Набор картинок на з и ж.
6. Карточки слов с пропущенными буквами.
7. Счетные палочки, шнурки.
8. Конверты с элементами букв ж и з.
9. Карточки с изображенияииииими буквж из с недостающими элементами.
Ход занятия
Дети стоят впереди стульчиков.
Логопед: Назовите первый звук своего имени и садитесь на стульчики.
Перед каждым ребенком на столе лежат карточки с девятью квадратами разного цвета и фигурки из киндер-сюрприза. Дети должны передвигать фигурки по клеткам, начиная с центрального квадрата.
Логопед: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. Будьте внимательны, слушайте в каком направлении вам следует двигаться: вправо, влево, вверх,. Где вы остановились?
Дети: На синем квадрате. Ит. д.
Сообщение темы занятия
Логопед: Послушайте звуки з и ж. Скажите, кто поет эти песенки?
Дети: Жук и комар.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об этих звуках. Что у них общего?
Дети: Эти звуки согласные,звонкие.
Логопед: чем они отличаются?
Дети: При произнесении звука [з] кончик языка находится внизу, а при произнесении звука [ж]- вверху.
Выделение звука на слух
Логопед называет слова Если в слове есть звук [ж], то дети поднимают карточку с изображением жука. Если звук [з] – карточку с изображением комара.
Слова: незабудка, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животные, зубр, журавли, этажерка, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Сравнение букв
Логопед: (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите, на что похожи буквы з и ж?
• Стала снежинка буквою ж
Солнце ее не растопит уже.
• Эта буква широка
И похожа на жука.
• З – простая завитушка,
Как пружина или стружка.
• На букву з ты посмотри
Она совсем как цифра три.
Игра «необычайный конструктор»
Дети занимаются конструированием букв з и ж из деталей.
Упражнение «Допиши букву»
Логопед: Ребята, а у нас есть еще задание. Нужно на карточках дописать букву (карточки букв, имеющих недостающие элементы).
Логопед: А теперь, ребята, давайте из счетных палочек и из шнурка выложим буквы з и ж.
Физминутка «Жуки и комары»
По команде «жуки» дети изображают жуков: садятся на стульчики, машут ногами и руками, произносят звук [ж]. По команде «комары»- бегают по комнате,произнося звук [з].
Упражнение «Проделки мышки»
Логопед: Ребята, я для вас составила слова с буквами з и ж. Но что же это? Буквы исчезли. Это мышка выгрызла буквы. Помогите мне восстановить слова. (дети выходят к доске и вписывают буквы).
Упражнение «Дифференциация звуков з и ж в словах»
Логопед: Ребята, у меня на столе конверт с картинками. Помогите мне их разделить. Картинки, в названии которых есть звук [ж] положите в карман жуку. Картинки, в названии которых есть звук [з]- в карман к комару.
Списывание слов
Логопед: Ребята, я приготовила для вас еще одно задание. Откройте тетради и спишите слова с карточки в свою тетрадь. Подчеркните буквы з и ж.
Подведение итогов
Логопед: Что мы делали сегодня на занятии? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, дети, вы хорошо поработали. Занятие окончено.