Получи документы

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с нарушением развития речи»

Анастасия Власенко
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с нарушением развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Важность речи для дошкольников заключается в следующем

Речь является средством общения. Она формирует предпосылки для социальных контактов, уточняет представления об окружающей действительности.

Речь способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребёнка. Речевое общение создаёт условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас — важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Темочки:

Речевое развитие — один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к этому процессу.

Некоторые опасности нарушений речи для детей:

Трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного.

Проблемы с общением. Ребёнок может замкнуться в себе, что будет препятствовать налаживанию контактов в школе и создавать сложности в процессе социальной адаптации.

Задержка в умственном развитии. Речь — основа интеллекта, и если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется.

Ограничения в выборе профессий в будущем. Для некоторых профессий правильная речь обязательна.

Некоторые особенности развития речи в подготовительной группе:

Формирование словаря. Работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждение интересоваться смыслом слова.

Звуковая культура речи. Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. Упражнения в согласовании слов в предложении. Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Связная речь. Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Формирование умения вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.

Речевое творчество. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Формирование звуковой аналитической активности. Подготовка к обучению грамоте: формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Рекомендации родителям для развития речи ребёнка дома:

Обращать внимание на собственную речь. Она должна быть чёткой и внятной, говорить нужно спокойным тоном.

Чаще общаться с ребёнком. Если есть проблемы с речью, стоит обратиться к специалистам (логопеду, психологу, неврологу, психиатру).

Читать ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка: он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

Рекомендации как помочь ребёнку:

Читать ребёнку. Желательно ежедневно. Это научит его слушать и быть усидчивым.

Разбирать новые, непонятные слова.

Задавать вопросы по содержанию текста, выслушивать полные, а не односложные ответы.

Рассматривать вместе иллюстрации в книге и просить рассказать, что на них изображено.

Вовлекать ребёнка в беседы.

Помогать связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Давать ребёнку возможность самому рассказать о событиях из личного опыта. Придумывать свои концовки к сказкам.

Не перегружать ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения и речевой материал должны соответствовать его возрасту.

Своевременно устранять недостатки речи ребёнка. Тактично поправлять его и показывать, как правильно произносить слово.

Развивать мелкую моторику. Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов.

Также для развития звуко-слоговой структуры слова можно проводить с ребёнком следующие игры и упражнения:

«Слушай и повторяй». Ребёнок повторяет за взрослым серию хлопков в разной последовательности и длительности пауз.

«Добавляй-ка». Взрослый начинает говорить слово и бросает мяч ребёнку, а тот добавляет одинаковый слог.

«Слова-перевёртыши». Взрослый говорит слова, в которых слоги стоят в неправильной последовательности, а ребёнок должен правильно назвать слово.

«Что изменилось?». Взрослый называет по три-четыре слова, которые связаны друг с другом, а ребёнок должен объяснить различие между словами.

«Назови одинаковый слог». Ребёнок должен найти среди предложенных слов одинаковый слог (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Публикации по теме:

Беседа с родителями школьников «Как помочь ребёнку не совершать ошибки, чтобы в будущем не сожалеть» Если для взрослого весь мир как на ладони, то для ребёнка это неизведанная гавань, к которой он пытается причалить на этапе формирования.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе»Консультация для родителей «Как помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе» У вас в семье изменились планы - переезд на новое место жительства. Так бывает в семьях очень часто в силу разных причин или обстоятельств.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как реагировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с нарушением развития речи»
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 08:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с нарушением развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Власенко (УИ 3100183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД