Анастасия Власенко
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку с нарушением развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность речи для дошкольников заключается в следующем
Речь является средством общения. Она формирует предпосылки для социальных контактов, уточняет представления об окружающей действительности.
Речь способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребёнка. Речевое общение создаёт условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас — важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Речевое развитие — один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к этому процессу.
Некоторые опасности нарушений речи для детей:
Трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного.
Проблемы с общением. Ребёнок может замкнуться в себе, что будет препятствовать налаживанию контактов в школе и создавать сложности в процессе социальной адаптации.
Задержка в умственном развитии. Речь — основа интеллекта, и если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется.
Ограничения в выборе профессий в будущем. Для некоторых профессий правильная речь обязательна.
Некоторые особенности развития речи в подготовительной группе:
Формирование словаря. Работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждение интересоваться смыслом слова.
Звуковая культура речи. Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Упражнения в согласовании слов в предложении. Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Связная речь. Совершенствование диалогической и монологической форм речи. Формирование умения вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
Речевое творчество. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Формирование звуковой аналитической активности. Подготовка к обучению грамоте: формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Рекомендации родителям для развития речи ребёнка дома:
Обращать внимание на собственную речь. Она должна быть чёткой и внятной, говорить нужно спокойным тоном.
Чаще общаться с ребёнком. Если есть проблемы с речью, стоит обратиться к специалистам (логопеду, психологу, неврологу, психиатру).
Читать ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка: он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.
Рекомендации как помочь ребёнку:
Читать ребёнку. Желательно ежедневно. Это научит его слушать и быть усидчивым.
Разбирать новые, непонятные слова.
Задавать вопросы по содержанию текста, выслушивать полные, а не односложные ответы.
Рассматривать вместе иллюстрации в книге и просить рассказать, что на них изображено.
Вовлекать ребёнка в беседы.
Помогать связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.
Давать ребёнку возможность самому рассказать о событиях из личного опыта. Придумывать свои концовки к сказкам.
Не перегружать ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения и речевой материал должны соответствовать его возрасту.
Своевременно устранять недостатки речи ребёнка. Тактично поправлять его и показывать, как правильно произносить слово.
Развивать мелкую моторику. Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с речевыми участками коры мозга. Развитию речи помогают пальчиковая гимнастика, игры с конструктором и бизибордами, лепка из пластилина, рисование пальцами, сборка пазлов.
Также для развития звуко-слоговой структуры слова можно проводить с ребёнком следующие игры и упражнения:
«Слушай и повторяй». Ребёнок повторяет за взрослым серию хлопков в разной последовательности и длительности пауз.
«Добавляй-ка». Взрослый начинает говорить слово и бросает мяч ребёнку, а тот добавляет одинаковый слог.
«Слова-перевёртыши». Взрослый говорит слова, в которых слоги стоят в неправильной последовательности, а ребёнок должен правильно назвать слово.
«Что изменилось?». Взрослый называет по три-четыре слова, которые связаны друг с другом, а ребёнок должен объяснить различие между словами.
«Назови одинаковый слог». Ребёнок должен найти среди предложенных слов одинаковый слог (самолёт, молоко, прямо, мороженое).