Валентина Шестоперова
«Поможем птицам. Счёт до шести. Число и цифра 6». Занятие по ФЭМП по программе «Мир открытий»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие ФЭМП по программе «Мир открытий» на тему: "Поможем птицам". (Счёт до шести. Число и цифра 6)
«Детская цель» - помочь птицам.
Цель:
- сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода). Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
Публикация «„Поможем птицам, Счёт до шести, Число и цифра 6“, Занятие по ФЭМП по программе „Мир открытий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- закрепить счетные умения, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. Развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 6.
Раздаточный: 6 картинок с изображением домиков (по количеству детей); и 6 жёлтых кружочков (по количеству детей); карточки с цифрами1.2.3.4.5.6,7 (по количеству детей от 1 до 6); 5 красных кружочков (по количеству детей) и одно зелёное (по количеству детей).
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Дети собираются вокруг воспитателя.
- Ребята, а вы любите слушать, как поют птицы?
-А каких птиц вы знаете?
-Скажите, пожалуйста, а птицы сейчас поют так же весело и звонко? (Нет.)
- Почему? (Наступила зима. Стало холодно, голодно.)
-Хотите помочь им?
-А сможете?
2. Актуализация знаний.
Игра «Домики для птиц».
Дидактические задачи: актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета.
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети садятся за стол по четыре человека. На столах перед каждым ребенком лежат 5 картинок с изображением домиков и 5 кружочков жёлтого цвета.
Воспитатель говорит детям, что жёлтые кружочки – это птички. Им очень холодно. Они хотят спрятаться в домики.
-Сколько у вас домиков?
-А сколько птичек? (Дети пересчитывают кружочки).
-Сравните количество домиков и птичек. (Домиков 5, птичек 5).
-Что можно сказать про их количество? (Их поровну).
-А как еще можно узнать, не считая, что их поровну? (Составить пары - расселить птиц в домики).
- Молодцы, всем птичкам хватило домиков?
-Сколько птичек, а сколько домиков? Правильно, птичек 5 и домиков 5. Их поровну
-Ребята, наши папы тоже решили помочь птицам и сделали ещё домики. Возьмите себе ещё по одному домику. (Воспитатель добавляет домики).
-Как вы думаете, домиков и птичек по-прежнему поровну?
-Чего больше?
-Почему вы думаете, что домиков больше?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения числа 6,счета до шести;
- сформировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление, память, внимание.
Воспитатель спрашивает.
- Сколько теперь домиков?
Дети вместе с воспитателем считают 1,2,3,4,5… Так как не все дети умеют считать до шести, то при назывании этого числа возникает затруднение.
-Смогли вы посчитать домики? (Нет).
-Почему не смогли? (Потому, что не знаем какое число идет за числом 5).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- закрепить представление детей об образовании числа из предыдущего, сформировать представление о числе 6, умение считать до 6, сравнивать и уравнивать численность групп состоявших из 6 предметов;
- сформировать опыт самостоятельного эмоционального переживания радости открытия;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, творческие способности.
Воспитатель спрашивает у детей.
- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество домиков? (Надо узнать, как считать дальше).
-А вы знаете, какое число следует при счете за числом 5?
Воспитатель слушает ответы детей. Если кто-то из детей ответит правильно, воспитатель похвалит его: «Молодец, ты нам очень помог. Сосчитай, сколько у тебя домиков». Давайте, посчитаем все вместе домики. Дети считают домики хором, согласовывая числительное с существительным : один домик, два домика, три домика, четыре домика, пять домиков, шесть домиков. Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действия в ситуации, когда надо что-то узнать,- «Спросить у того, кто знает». Воспитатель делает вывод: при счете после пяти идет шесть.
- Как получилось шесть домиков? (Было 5, сделали ещё один, стало 6).
-Как сделать так, чтобы домиков и птичек было поровну? (Добавить еще одну птичку). Воспитатель кладёт на середину стола ещё жёлтые кружочки и предлагает детям взять себе ещё по одной птичке. (Дети выполняют).
-Сколько стало птичек(6 птичек).
-Как получили шесть птичек? (Было 5, добавили одну, получилось шесть).
-Что можно сказать о количестве домиков и птичек? (Их по шесть, поровну).
Воспитатель делает вывод: шесть и шесть - поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализ и сравнения, развивать речь, логическое мышление.
Ребята, птички очень рады, что у них у всех есть домики. Они благодарят вас за помощь и предлагают вместе с ними повеселиться.
(Звучит музыка). Представьте, что вы тоже стали птичками. (Дети летают, прыгают, ищут зёрнышки, весело чирикают). В это время воспитатель кладёт на столы карточки с цифрами 1,2,3,4,5.
Ребята, птички шепнули мне, что очень хотят, чтобы у них на каждом домике была прикреплена цифра, как у нас на домах, чтобы не заблудиться.
- Поможем им?
- Сможете?
Воспитатель предлагает разложить карточки с цифрами к каждому домику, начиная с цифры 1 и по порядку. Дети выполняют, воспитатель помогает тем, кому нужна помощь.
-Смогли мы с вами прикрепить цифры на все домики? (Нет). Какому домику не хватило? (Шестому).
-Почему не смогли? (Потому, что не знаем, как записывается число 6).
6. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
- познакомить детей с цифрой 6, сформировать умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
- закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать речь.
Воспитатель спрашивает.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (надо спросить того, кто знает). Спросите!
После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод : цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов.
7. Включение нового в систему знаний.
Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором разложены карточки с цифрами от 1 до 7 (причём карточек с цифрой 6 по количеству детей) и найти карточку с цифрой 6.
- Ребята, можем мы теперь прикрепить цифру шестому домику? (Выполняют).
- Птички вам очень благодарны и говорят большое спасибо.
Игра «Будь внимателен!»
Дидактические задачи.
Закрепить умение соотносить цифры от 1 до 6 с количеством, организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Ребята, а давайте покажем птичкам, что мы знаем теперь цифры 1,2,3,4,5,6. Воспитатель показывает карточки с этими цифрами и предлагает детям выполнить различные движения (наклоны, прыжки, приседания и т. д.) соответственно цифре на карточке. Молодцы!
Игра «Угости птичек»
Дидактические задачи.
- Закрепить представление об образовании последующего числа из предыдущего, умение считать до 6.
- Закрепить умение различать цвет.
Ребята, вы мне сказали, что птицам зимой холодно, и корм зимой трудно найти, давайте пригласим их в гости. Хотите угостить птичек? Сможете?
У вас на столе в тарелочках приготовлены зёрнышки.
Какого они цвета? (Красного и зелёного). Возьмите 5 красных зёрнышек и одно зелёное. Положите их перед собой и сосчитайте. Сколько зёрнышек? (6) А как мы получили 6 зёрнышек? (К 5 красным зёрнышкам прибавили одно зелёное).
Воспитатель делает вывод: Молодцы! Правильно посчитали. Чтобы получилось 6, надо к 5 прибавить еще 1.
Давайте теперь угостим птичек, раздайте каждой птичке по одному зёрнышку. Всем птичкам хватило? Почему? (Птичек 6 и зёрнышек 6. Их поровну).
Молодцы!
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
-Кому мы сегодня помогли?
Воспитатель хвалит детей, говорит, что они смогли помочь птичкам : поселить их в домики, сосчитать их, прикрепить на каждый домик цифру, угостить, потому, что теперь они умеют считать до 6, и знают, как пишется цифра 6.