Надежда Лаптева
Занятие «Чудесный подарок» для средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Варзинка»
Воспитатель: Лаптева Н. С.
Занятие для средней группы детского сада
«Чудесный подарок»
Цель:
• Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых.
• Формировать представления о том, что пчелы – полезные насекомые (собирают цветочный сок – нектар, из которого получается мед).
• Развивать воображение; умение высказывать свои мысли.
Темочки:
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
Материал. Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчел, стрекозы); соты (настоящие или картинка); мешочек, банка с медом; цветок; нарисованные на картоне улей и дупло, вырезанные из бумаги цветы, аудиозапись музыки (для игры); на каждого ребенка – кисточка, гуашь желтого цвета, нарисованные на бумаге ячейки сот.
Ход занятия
Оргмомент. Рассказать о цели занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о насекомых. Взгляните на этот домик. (Показ макета улья). А кто в этом домике живет, вам подскажет загадка:
Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела).
Да, это пчела. (Из «ульи» достается «пчела»). А какие слова загадки вам помогли ее отгадать? (ответ). (Показывает картинки с изображение насекомых). Как вы думаете, кто из этих насекомых - пчела? (Высказывания детей).
Послушайте стихотворение:
Собрать нектар летит пчела
Тончайшим хоботком,
Ей приготовленный с утра
Раскрывшимся цветком.
Душистый и целебный сок
В дом – улей унесет,
И детям, как наступит срок,
Подарит вкусный мед.
Воспитатель. А вы знаете, откуда берется мед? (ответы детей).
Правильно, его делают пчелы. Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину, заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудок. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себя цветочную пыль.
За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.
Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок - нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спину попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Значит, переносят пыльцу.
Если бы не было пчел и других насекомых – опылителей, то не росли бы яблони и груши, вишни и сливы. Цветы без насекомых просто не могут существовать.
Давайте поиграем. Представьте себе, что вы - пчелы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза). А утром… (стихи сопровождает движениями, которые дети выполняют вместе с педагогом).
Утром пчелки проснулись,
(Встают и протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись,
(Улыбаются, потягиваются).
Раз – росой они умылись,
(«Умываются»).
Два – изящно покружились.
(Кружатся).
Три – нагнулись и присели.
(Наклоняются и приседают).
На четыре – полетели.
(«Летают и жужжат»).
Воспитатель. Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы понимаете? (ответы). Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибает.
А знаете ли вы, как называется сделанный человеком пчелиный дом? (ответы). Улей. Повторите это слово и запомните.
Чудо – чудо городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед
В сотах не кончается!
А пчелиный народ
На цветках качается.
В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье – пчела – матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она откладывает яйца, из которых получаются молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы – трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты. (Показывает настоящие соты).
Ребята, а вы знает, бывают еще и лесные дикие пчелы. Лесным пчелам никто не делает домики – ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев.
Воспитатель. А сейчас поиграем. (В противоположных сторонах комнаты устанавливаются «улей» и «дупло». На полу раскладываются вырезанные из бумаги большие цветы). Вы – пчелы: девочки – домашние, мальчики – дикие. Как только заиграет музыка, все пчелы летают и собирают нектар. Как только музыка закончится, пчелы летят в свои домики: дикие - в дупло, домашние – в улей. (Игра повторяется в несколько раз). Молодцы, много меда собрали.
А у меня на столе мешочек стоит. Кто – то принес нам подарок. Здесь что – то твердое, тяжелое. Понюхайте и попробуйте догадаться, что это. (Мед). Хотите попробовать? (Дети пробуют мед). Какой вкус у меда? (ответы детей). Мед очень полезный и вкусный, пчел им питаются.
А чем он полезен людям? (предложения детей). Мед помогает при простуде, им лечат ран. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара ели мед. Сейчас мед добавляют в торты и в конфеты. Вот как много пользы приносят пчелы. Ловить и уничтожать их нельзя.
А зимой пчелки, как и другие насекомые, спят в своих домиках. Домашних пчел держат в ульях в подполье.
Игрушки, узнав о чудесном подарке, тоже захотели отведать меда. Давайте наполним «медом» «соты» и угостим их. (предлагает детям пройти к столам, на которых заранее приготовлены кисточки, нераскрашенные соты и гуашь. Дети аккуратно раскрашивают ячейки).
Пчелы, за то, что вы им помогли наполнить соты медом для угощения игрушек, приготовили сюрприз. (Воспитатель раздает конфеты).