Елена Дуппор
Комплексное занятие по экологии с использованием ТРИЗ-технологии для средней группы детского сада «Собираем урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по экологии с использованием ТРИЗ –технологии для средней группы детского сада.
Воспитатель: Дуппор Е. В.
Тема: «Собираем урожай»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах, определяя последовательность изложении,используя в качестве плана модели –карточки ТРИЗ.
Публикация «Комплексное занятие по экологии с использованием ТРИЗ-технологии для средней группы детского сада „Собираем урожай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Урожай
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Уточнить и закрепить представления детей о овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, вкусу, запаху, тактильному ощущению и способу произрастания. Развивать познавательно-исследовательские навыки.
Воспитывать умения слушать друг друга, умения доказывать свою точку зрения.
Материал: Муляжи фруктов и овощей в корзине. Игровой персонаж Чебурашка первоклассник. Иллюстрации сада и огорода, картинки с изображением овощей и фруктов, модели –карточки ТРИЗ.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей,фруктов. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки; разучивание пальчиковых игр : «капуста», «апельсин»; хороводной игры «Здравствуй осень». Работа с морфологической таблицей «овощи и фрукты».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята послушайте загадку:
У избы помоет крышу
Отведет в берлогу Мишу
Труд крестьянский завершит
А потом листвой шуршит
Мы ее тихонько спросим:
Кто ты? И услышим (Осень).
И люди с радостью встречают Осень. Много подарков она нам принесла.
Хороводная игра «Здравствуй осень»
(Дети взявшись за руки, идут по кругу. Внутри круга Осень (ребенок в осеннем венке)
Здравствуй Осень!
Здравствуй Осень!
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы, Осень,спросим,
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки! Д: Значит будут пироги!
Осень: Принесла вам гречку! Д: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей! Д: Для салата и для щей.
Осень: Принесла вам меду! Д: Полную колоду!
Д: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла, А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень: Дождику вы рады? Д: Не хотим, не надо!
(Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики)
Появляется Чебурашка с корзинкой, в которой лежат овощи и фрукты.
Он говорит, что собрал урожай, и достает из корзины, называя неправильно: «Я вам принес вкусненький огурец, помидор и еще что-то», - а показывает банан, яблоко и апельсин….
В: -Ребята, Чебурашка совсем запутался, давайте ему поможем, расскажем что мы с вами знаем о овощах и фруктах, а поможет нам с вами наша модель и помощники умной головы наши с вами анализаторы : руки, глаза, нос и язык.
(Дети составляют описательные рассказы об овощах (фруктах, определяя последовательность изложении,используя в качестве плана модели –карточки ТРИЗ. Дополняя,где произрастает овощ (фрукт, что из него можно приготовить.
Н-р: Огурец зеленый, похож по форме на овал слегка вытянутый, маленький и колючий. Когда его разрезают он очень ароматный и сочный. Растет огурец в огороде на грядке, иногда в теплице. Из огурца можно приготовить салат, окрошку, засолить на зиму. Иногда его используют в масках для лица.
Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим,солим.
Мы капусту мнет, мнем.
Воспитатель: Ребята у вас в руках по одному овощу или фрукту, для вас задание.
(Воспитатель предлагает детям пройти к столу на катаром разложены карточки с нарисованными овощами и фруктами, дети сами находят свой объект на картине.)
Задание для мелкой моторики рук:
Обведи по контуру, раскрась по образцу.
Воспитатель: Ребята пока вы работали, мы с Чебурашкой решили сделать вам сюрприз, вы любите сюрпризы. Это волшебный мешочек в него мы положили объекты. Проводится дидактические игры «Угадай на ощупь», «Чем пахнет», «Угадай на вкус».
Итогом работ с моделями является составленная детьми морфологическая таблица «Овощи и фрукты»
Морфологическая таблица по ТРИЗ «Овощи и фрукты»
Объект Цвет Форма Величина Какой на вкус Какой на ощупь Как пахнет Где произрастает Что можно приготовить
огурец зеленый овальный малелький Сладкий, сочный,с горчинкой колючий ароматный На грядке Салат, засолить на зиму.
яблоко красное круглое средней сладкое гладкое ароматное На дереве Компот, сок
баклажан синий овальный большой горький гладкий Без запаха На грядке Икра, рагу
груша желтая овальная средняя сладкая гладкая ароматная На дереве Компот, сок
Вывод: объекты разделились на две группы по общности произрастания: овощи растут в огороде на грядке, а фрукты с саду на дереве.
Литература:
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – Пресс», 2002. -160с. ;
.Комарова. Т. С, Занятия по изоброзительной деятельности в средней группе детского сада, конспекты занятий-М. :Мозайка-Синтез, 2008.96с.
Т. Ф. Сидорчук., С. В. Лелюх. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ); практическое пособие, М:АРКТИ,2015.-80с.