Марина Чаюк
Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое картотека? Значение слова картотека в толковом словаре русского языка Ожегова – это систематизированное собрание карточек с какими-нибудь сведениями, материалами. В свободной энциклопедии Википедии - картотека (в переводе с греческого «лист папируса» и «место хранения») – упорядоченное собрание данных, как правила на карточках малого формата. Представляет собой каталог. Каждая карта является информационной единицей и предоставляет сведения в каком-либо хранимом объекте, с целью облегчения поиска этого объекта по определенным признакам. Упорядочение осуществляется обязательно по логическим критериям, по алфавиту, дате, и т. д.
Публикация «Занимательные картотеки в работе с детьми старшего дошкольного возраста по освоению основной образовательной программы ДО» размещена в разделах
Работа с детьми это постоянный творческий процесс. Мы считаем, что в арсенале каждого воспитателя должна быть картотека, чтобы структурировать процесс обучения и развития. Наличие разнообразных занимательных картотек по видам детской деятельности и образовательным областям ООП ДО обогащает предметно-пространственную среду группы.
Картотеки носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены на формирование всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят.
Важно то, что картотекой может пользоваться не только воспитатель, но и дети.
Картотеки мы оформили в виде карточек размером 12*16 см по образовательным областям для дальнейшего использования в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, прогулках, играх, режимных моментах.
Физическое развитие
Для поддержания и развития потребностей в разнообразной самостоятельной двигательной активности детей используем картотеку «Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста». Данная картотека помогает систематизировать сюжетные подвижные игры и эффективно и разнообразно организовать двигательную деятельность детей 5-7лет. Карточка с сюжетной подвижной игрой содержит цель, правила, схему, цветную иллюстрацию. Схема игры помогает воспитателю правильно разместить детей в момент создания игровой ситуации на площадке. Цветную иллюстрацию мы используем для рассматривания детьми и составления рассказов с целью уточнения представлений о разыгрываемом сюжете. Ориентируясь на нее, предлагаем детям объяснить правила игры. Картотеки «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта» формируют интерес у детей к занятиям физическими упражнениями, расширяют словарный запас дошкольника, способствуют развитию познавательного интереса. Используем в самостоятельной деятельности детей (рассматривание картинок). Для закрепления полученных сведений рассмотренный материал обыгрываем через игровые упражнения имитационного характера или предлагаем детям самим придумывать движения и их исполнять. Картотека «Спортивный инвентарь» помогает обогатить и разнообразить познавательную и двигательную деятельность детей. Каждая карточка содержит цветную иллюстрацию спортивного инвентаря и его описание. Некоторые карточки содержат примеры физических упражнений, выполняемых с изображенным спортивным инвентарем. Карточки используем в качестве наглядного материала с детьми бесед о видах спорта, а также для индивидуальной работы с детьми по развитию речи.
Познавательное развитие
Дети старшего дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. У детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, почему трава зеленая, почему луна не падает на землю и многое другое. Карточки-почемучки помогут ответить на любые каверзные вопросы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В картотеке «Азбука экспериментов» имеется подробная инструкция и иллюстрации, опыты, описанные в картотеке, позволяют познакомиться со свойствами жидкостей, давления, узнать, что такое плотность, химические реакции, как смешиваются краски.
Прослыть самым настоящим архитектором можно, имея под рукой строительный материал. Чтобы шаг за шагом создавать, строить разные модели машин, дома, самолеты, корабли и другие различные постройки - в этом поможет картотека «Учись строить и конструировать». У ребенка формируется четкое представление о конструкции предмета и его основных частях. Он запоминает названия форм строительных деталей и сравнивает их с окружающими предметами. Картотека «Давайте поиграем» поможет сформировать у детей первые элементарные математические представления.
Картотека «Учимся считать» познакомит детей со счетом в пределах 10, сравнением, поможет в развитии логики, внимании и памяти.
Художественно-эстетическое развитие
Картотека «Аппликация из геометрических фигур» поможет воспитателю заинтересовать детей этим видом творчества, научить их разнообразным способам и приемам аппликации, развить образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, воображение.
Процесс рисования приносит детям огромную радость, но переживают, если ничего не выходит. С картотекой «Рисуй, играй и узнавай» все получается. Во-первых, самый простой рисунок делается всего за три шага. Во-вторых, все зверушки, роботы, дома и прочие штучки состоят из восьми самых простых геометрических фигур. А в-третьих, чтобы было совсем легко, есть трафарет, по которому эти восемь фигур и рисуются. Так что наши дети с удовольствием рисуют, играют и развивают свои самые творческие способности.
Как научиться рисовать? Пошаговое рисование - очень увлекательное занятие и очень полезное. С помощью этого метода ребенок получит определенные навыки рисования. Мы изготовили картотеку «Учимся рисовать поэтапно». Осваивая поэтапное рисование, дети учатся рисовать карандашами, фломастерами, мелками, пастелью. По схематичным картинкам с пошаговыми инструкциями дети смогут нарисовать все, что угодно, природу, цветы, животных и птиц, людей, транспорт, и прочие картинки. Освоив поэтапные уроки рисования, ребенок сможет сам придумать сюжеты, воплощая свои фантазии на бумаге. Поэтапное рисование направляет ребенка, облегчает изучение новых форм и способов нарисовать тот или иной объект, этот способ рисования является как бы опорой для движения вперед. Чтобы подготовить руку к обучению письму, развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения изготовили картотеку «Рисование веревочкой». Это нетрадиционный метод рисования с помощью веревочки (ниткопись).
Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребенок осязает то, что делает, а это, как известно, способствует развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, учит фантазировать, развивает творческие способности. Как лепить из пластилина? Пластилин уникальный материал, из которого можно вылепить практически все, мы предложили детям пошаговые схемы поделок из пластилина. Благодаря данным пошаговым инструкциям дети освоят основные приемы лепки из пластилина. Картотека «Учимся лепить поэтапно» превратит лепку из пластилина в легкое и веселое занятие, поможет детям заниматься лепкой с большим удовольствием.
Речевое развитие
Картотека «Любимые сказки» познакомит детей с русскими сказами, разовьет слуховую и зрительную память, научит логически мыслить, выстраивать последовательности и пересказывать тексты.
Картотека «Расскажи-ка» научит детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, работе с детьми используем наглядные таблицы (мнемотаблицы, которые помогают ребенку видеть четкий план описательного рассказа, такие карточки-таблицы выступают планом – подсказкой, с помощью которого ребенок может последовательно рассказать о предмете. Карточки-таблицы облегчают процесс запоминания, способствуют развитию связной речи, мышления, воображения, использование карточек увлекает детей, делает их рассказы более четкими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру. В картотеке «Покажи стихи руками» содержатся стихотворения и картинки-образцы, показывающие, как можно играть со стихами — «рассказывать их руками». Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают их внутренний мир. К тому же, в ходе игры ребята незаметно для себя быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и показывать его. С помощью картотеки «Антонимы» эффективно закрепляется и уточняется понимание смысла антонимов и формируется навык их употребления в речи детей. Карточки предназначены для многофункционального использования на занятиях и в игровой деятельности.
Социально-коммуникативное развитие.
Очень большую помощь воспитателю для правильной организации детской деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывает картотека сюжетно ролевых игр «Поиграй-ка», этот материал очень удобно использовать в работе, ведь на каждой из предлагаемых карточек представлен не только сюжет предлагаемой игры, но и полная атрибутика к ней. За счет игр, представленных в картотеке, происходит приобщение ребенка к жизни в обществе.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения, научит понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскроет их картотека «Правила
поведения для воспитанных детей». Для изучения правил дорожного движения, предлагаем детям картотеку «Береги себя». Картотека помогает дать дошкольникам представления по правилам дорожного движения в занимательной форме, прививает умения и навыки правильного поведения на дороге, на улице.
Использование картотек – это удобная и эффективная форма привлечения детей к разным видам деятельности. Систематическое использование картотек дает детям возможность без напряжения в игровой форме получить необходимые представления и опыт, учиться сотрудничать с другими детьми. Чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Все это и становится условием формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий и дальнейшего успешного обучения в школе.