Ирина Щепетинникова
Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, изменилась организация всего коррекционно-развивающего процесса в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Работа детского сада с приоритетным направлением – квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития,- определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Творческий союз педагогов и специалистов, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений был запущен механизм создания образовательной программы ДОУ для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотрена адаптация содержания направлений развития общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ.
Публикация «Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Наименование Программы ДОУ, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., «Адаптированная образовательная программа» (для детей с ОВЗ, принятая на педагогическом совете МКДОУ (Протокол №1 от 01.09.2015 г.) и утверждённая приказом заведующего (Приказ № 28 от 01.09.2015 г., срок реализации - 2015-2016 учебный год. ООП ДОУ составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, пилотный вариант, 2014 г. и «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, 2015 г. Адаптированная ООП ДОУ размещена на сайте учреждения.
Структура адаптированной образовательной программы ДОУ, в соответствии с ФГОС:
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
2.1. Социально-коммуникативное развитие.
2.2. Познавательное развитие
2.3. Речевое развитие
2.4. Художественно-эстетическое развитие
2.5. Физическое развитие
2.6. Содержание коррекционной работы.
3. Организационный раздел
4. Краткая презентация Программы
Реализация раздела «Содержание коррекционной работы» ООП ДОУ отражает:
• содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию и освоение ими основной образовательной программы;
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
• описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, возможное предоставление услуг помощника, оказывающего детям необходимую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Коррекционная работа содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.
Диагностическое направление включает:
• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
• диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
• комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.
Следует отметить, что в условиях ДОУ компенсирующего вида на этапе завершения дошкольного образования нужно щадящим образом характеризовать социальный и психологический портрет личности ребенка с ОВЗ, а также адаптировать мониторинговое обследование с применением специального инструментария с целью изучения динамики продвижения (с согласия родителей или законных представителей ребенка).
Коррекционно-развивающее направление включает:
• выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития : организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовку к социальной адаптации.
Информационно-просветительское направление предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ,
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей для повышения педагогической компетентности.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
• консультирование специалистами педагогов по возникающим при работе с детьми с ОВЗ вопросам;
• консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Механизм реализации программы : взаимодействие специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнерство.
Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.
Основные компоненты раздела «Содержание коррекционной работы» в общей структуре программы, которая явились руководством к действию при апробации:
• нормативно-правовое обеспечение, цели, задачи, принципы, этапы и механизмы реализации коррекционной работы;
• характеристика программ и технологий, используемых в соответствии с направлением коррекции;
• организация деятельности по квалифицированной коррекции в развитии детей с ОВЗ;
• основные направления коррекционной работы, организация ПМП-сопровождения;
• Интегративные связи педагогов и специалистов как важная составляющая комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ;
• систематизация материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.
Условия реализации программы включают в себя : психолого-педагогическое сопровождение, программно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение.
Введение ФГОС ДО повлекло за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при составлении содержания коррекционной работы адаптированной образовательной программы ДОУ остались авторы : Н. В. Нищева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО еще, безусловно, будут, но педагогический коллектив учреждения настроен оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть!