Юлия Натарова
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Мои любимые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в первой младшей группе
Тема: «Мои любимые игрушки»
Юлия Натарова ДОУ 114 г. Липецка
Тип проекта : исследовательско – творческий
Вид проекта : краткосрочный (5 дней)
Участники проекта : Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „Мои любимые игрушки“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Большие возможности для развития эмоциональной сферы малыша предоставляет игра.
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру.
Игрушка — это не просто забава. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносит ребенку здоровье и благополучие. Но, мы стали замечать, что дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки валяются. Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике назначению игрушки :
• сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда);
• технические (транспортные, конструкторы);
• игрушки - «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка для подметания, игрушечки грабли с лопаткой - одним словом, игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых);
• игрушки — забавы;
• театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Цели проекта :
1. создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность
2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.
3. накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.
4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
2. овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
Родители:
1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
В процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта было :
1) Игра «Поставь игрушку на своё место» (аккуратное их использование).
2) Выставка детских рисунков «Дорога для грузовика»
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:
“Особенности развития предметно-отобразительной игры детей младшего возраста”.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игрушек.
5. Беседа - консультация с родителями на тему: «Как я играю дома».
II. Основной этап реализации проекта :
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1 день
1. «Наша Таня»
1. Обследование мяча - тонет или нет в воде (в виде экспериментальной деятельности).
2. Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч».
Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня».
3. Игра с куклой «Угостим куклу чаем».
4. Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»
2 день
2. «Машина»
1. Обследование машины.
2. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик».
3 день
3. «Самолет»
1. Обследование самолета.
2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».
3. Подвижная игра «Самолеты».
4 день
4. «Зайка»
1. Обследование зайки.
2. Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
5 день
5. «Мишка»
1. Обследование мишки.
2. Дидактическая игра “Найди мишку”.
3. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…».
4. Игра «Поставь игрушку на своё место».
5. Подвижная игра «У медведя во бору».
Содержание деятельности родителей:
1. Помощь родителей при подборе игрушек.
2. Совместного творчества детей и их родителей на тему «Дорога для грузовика»
3. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
III. Заключительный этап.
• Фотоколлаж: «Я играю».
• Выставка детских рисунков «Дорога для грузовика».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую);
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
4. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, дети с удовольствием включались во все исследования с игрушками и игры.
. Приложение
Конспект занятия по элементарному экспериментированию «Тонет или не тонет.»
Программное содержание:
• Познакомить детей, что предметы имеют свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом.
• Доставить детям радость.
• Продолжать учить детей отвечать предложениями (сложноподчиненными) .
• Воспитывать желание помочь.
• Воспитывать аккуратность в игре - экспериментирования с водой.
• Развивать тактильное восприятие, мышление, внимание, речь.
Материалы и оборудование:
• резиновый мячик
• деревянный кубик
• таз с водой
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Таня в гости к нам пришла.
Давайте поздороваемся с Таней.
Ребята смотрите, кукла Таня пришла грустная, расскажи Таня, что случилось?
Таня: Я играла с мячиком возле речки и мяч неожиданно упал в воду, я боюсь, что он утонет и прошу вас достать мяч.
Воспитатель: Ребята поможем кукле Тане? Ребята, а можно ли ходить одним на речку без взрослых? (нет) Мы лучше позвоним спасателям, и они достанут твой мячик.
А как вы думаете, может мячик утонуть в воде (нет, давайте проверим) .
Возьмите мячики и осторожно пустите в воду, что делает мяч? (плавает или тонет) .
Дети берут маленькие мячики и опускают в таз с водой.
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Почему он плавает? (ответы детей)
Он легкий, почему он легкий, потому что он сделан из резины, значит он какой? (резиновый). Поэтому он не тонет, а плавает.
Воспитатель: А теперь посмотрите, что я вам покажу (показывает камень) Что это? (камень)
Потрогайте, какой он, он шершавый и тяжелый. Как вы думаете, он утонет?
Дети должны сами сказать знакомятся с качеством камня (шершавый, холодный, тяжелый)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель бросает в воду камень - он тонет.
Воспитатель: Что произошло с камнем? Почему он утонул? (ответы детей). Камушек тяжелый вот и утонул, и у него внутри нет воздуха, как у кубика.
Таня: Как интересно!
Воспитатель: Ребята, с какими материалами мы сегодня познакомились? Что легче? Что тяжелее? (ответы детей)
Таня: Мне у вас сегодня в гостях понравилось, можно я к вам еще в гости приду? (можно).
До свидания.
Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем мяч».
Чтение стихотворения «Мячик» А. Барто.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Программное содержание:
Помочь детям понять содержание картины. (Таня плачет. Она уронила в лужу мяч. Мальчик достает его). Отвечать на вопросы по содержанию, активно повторяя за воспитателем отдельные слова и фразы; побуждать детей помогать воспитателю читать хорошо им знакомое стихотворение А. Барто «Мячик», вызвать сочувствие к девочке Тане. Воспитывать умение слушать художественные произведения.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они перечисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.
Педагог рассказывает детям содержание картины. Спрашивает «Почему плачет Таня? (хоровые и индивидуальные ответы). Таня боится, что мяч утонет! Скажи ей: «Тише Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровые и индивидуальные повторения).
Мальчик (показывает) помогает Тане мяч. Покажите (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достает. А покажите, как мальчик веточкой достает мяч (дети, сидя на стульчиках, имитируют движения). Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:
«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой» - испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! - заплакала Танюшка, - бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» – «Не плачь, не плачь! Мяч я достану» - успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»
Педагог повторяет рассказ. Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик».
"Угостим кукол чаем"
Цель: познакомить ребёнка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).
Материал: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры
Взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. "Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. "Налей" чай в чашки. "Напои" чаем наших гостей".
При затруднении используются действия по показу. В конце игры педагог называет предметы посуды: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай".
В заключение можно прочитать потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,Кукол чаем угощать!
Подвижная игра «Прокати мяч в ворота»
Правила игры:
- Толкните мячик так, чтобы он прокатился через ворота. Ребенок толкает мяч с одной стороны, а воспитатель ловит с другой. Затем прокатывает мяч воспитатель, а ребенок старается поймать.
Обследование машины.
Сюрпризный момент появления машины.
- Что это? Рассматривание машины.
- Посмотрите, какая красивая, большая машина. Что есть у машины? Колеса, кабина, кузов, окна, двери.
Дети показывают части машины.
Знакомство с машиной:
- Ребята, эта машина перевозит грузы, она называется грузовая. (дети повторяют).
- Куда машина нагружает груз? (кузов)
- Кто сидит в кабине? (шофер)
- Что делает шофер? (он ведет машину)
- Что шоферу помогает управлять машиной? (руль)
- Где едет машина? (по дороге)
Обобщение: У машины есть кабина, кузов, двери, окна, колеса, руль. Она едет по дороге и машиной управляет шофер.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Грузовик», проигрывая стихотворение.
Нет, напрасно мы решили -
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
Ребята, а что же возит грузовик? Какие грузы? А у нас в группе есть что перевезти грузовику (ответы детей) Молодцы! Давйте поиграем!
“Рассматривание игрушки Самолёт”.
Воспитатель – Ребята, слышали кто – то сказал “Мяу” (достаёт кошку и берёт её на руки). Кто это к нам пришёл в гости? Это Мурка.
Мурка – Я дороги не найду, можно с вами я пойду?
Воспитатель – Пойдём с нами в детский сад, стульчики там ждут ребят (дети садятся на стульчики, Мурка и воспитатель - тоже).
Воспитатель –
Кошка Мурка, посиди,
На ребяток погляди,
Как красиво все сидят,
Ножки дружат у ребят.
Мурка, почему ты грустная?
Мурка – Не летала никогда.
Воспитатель - Ребята, на чём можно летать? (Воспитатель заранее кладёт под простынь самолёт и указку возле себя).
Воспитатель –
Ой, что тут за снежок?
Так ведь это… Самолёт (достаёт самолёт из-под накидки, рассматривание самолёта).
-Что это? (Самолёт)
-Что это у самолёта? (Крылья)
- Какого цвета крылья? (Красного)
- А это что? (Хвост)
- Какого цвета хвост? (Синего)
- Как называется эта деталь? (Кабина)
- Кто сидит в кабине? (Пилот)
- А что может делать самолёт? (Летать, стоять)
Воспитатель – А самолёт ещё может гудеть.
Воспитатель – Дети, а как гудит большой самолёт тихо или громко? А маленький? Мурка, давай поиграем с ребятами в игру. Если я скажу большой, громко вы гудите, если маленький, то тихо загудите.
Подвижная игра «Самолёты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «У-у-у». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолет».
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме.
Ребята, давайте сами построим самолет? (Да) Тогда пойдемте на ковер, будем с вами строить самолет (напольный конструктор).
Обследование зайки.
Педагог сообщает приятную новость – в группу идёт удивительный гость. А какой отгадайте
Загадка : У нашего гостя длинные ушки, короткий хвостик, он любит прыгать и скакать, морковку, да капусту жевать. Кто это? (Похвалить за правильный ответ)
Воспитатель. Подойдите поближе к зайке, погладьте его по пушистой шерстке, потрогайте ушки, гладкий носик, мягкие лапки, животик, посмотрите, какие у него глазки.
Дети рассматривают, трогают зайку.
- Какой наш зайка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш зайка (какой, пушистый, у него ушки (какие, лапы (какие, а живот (какой, хвостик (какой) и т. д.
- Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка). Где у зайки носик? (Дети показывают) и т. д.
Воспитатель открывает им секрет : если зайчику понравятся детки и группа, то он останется у них. Воспитатель вносит игрушечного зайца. Дети знакомятся с гостем. Каждый называет своё имя, зайка здоровается с каждым за руку. Воспитатель предлагает детям показать зайке группу. (Игровые уголки, книжный уголок, гараж для машин, строительный материал). Дети проводят своеобразную экскурсию воспитатель руководит ими: - от имени зайки просит показать то или иное место. Рассказать об игрушках. В конце благодарит детей за экскурсию, говорит, что ему очень понравилось в группе. Дети спрашивают, останется он или нет у них в группе. Зайка сообщает что с удовольствием останется жить у них в группе, и будет дружить с ними.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ребята, как же нам высушить зайку? (воспитатель слушает ответы детей, затем предлагает вытереть зайку полотенцем, высушить феном, причесать и т. д.)
Обследование мишки.
Воспитатель (показывает большого плюшевого мишку). Ребята, посмотрите и скажите, кто это.
Если дети отвечают правильно, воспитатель подтверждает их ответ и просит назвать игрушку тех, кто промолчал.
Воспитатель. Подойдите поближе к мишке, погладьте его по пушистой шерстке, потрогайте ушки, гладкий носик, мягкие лапки, животик, посмотрите, какие у него глазки.
Дети рассматривают, трогают мишку.
- Какой наш мишка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш мишка (какой) большой, пушистый, у него ушки (какие) мягкие, лапы (какие) мягкие, а живот (какой, хвостик (какой). Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.
- Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка). Где у мишки носик? (Дети показывают)
Дидактическая игра “Найди мишку”.
Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем указывает на них, просит детей показать мишку: “Здесь на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их”. Дети по очереди могут подойти и указать картинку с изображением мишки.
Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Ребята, как мы можем помочь мишке (воспитатель слушает ответы детей, затем предлагает пожалеть мишку, полечить). Кто у нас полечит мишку? Алиса и Захар будут врачами. А ребята мишку пожалеют.
Игра «Поставь игрушку на своё место».
Задачи: развивать ориентировку в пространстве, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; познакомить с расположением предметов в групповой комнате, их назначением; учить проявлять интерес к игрушкам, выполнять поручения по просьбе взрослого;
Оборудование: кукла, мячик, кубики, машины.
Воспитатель. Посмотрите, дети, как много у нас в группе игрушек. Каждая игрушка стоит на своем месте. А несколько игрушек разбросаны по группе. Они заблудились и не могут найти свое место. Давайте им поможем. Посмотрите внимательно, где сидят наши куклы?
Дети отвечают.
Правильно, куклы сидят за столом. Аня, возьми потерявшуюся куклу и посади за стол. Скажи, куда ты посадила куклу?
Ребенок отвечает.
Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали или повторяли правильно.
А где у нас стоят чашечки для кукол?
Дети отвечают.
Правильно они стоят на столе. Арина, поставь потерявшиеся чашечки на стол.
Ребенок выполняет.
А где у нас стоят машины?
Дети отвечают.
Да, машины стоят в гараже. А какая машина не приехала в гараж?
Дети отвечают.
Паша, куда ты поставил машину?
Ребенок отвечает.
А теперь посмотрите, что у меня лежит под столом?
Дети. Мячик.
Воспитатель. А где должен лежать мячик?
Дети отвечают.
Молодцы, вы красиво поставили игрушки на свои места, в комнате стало красиво, и все игрушки вам говорят спасибо, что вы им помогли найти свое место.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке определяют берлогу «медведя» и дом, для всех остальных участников игры. Воспитатель зачитывает:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».