Ирина Анатольевна Синицына
Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:
«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?
Какие знания ему дать в дорогу?»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние.
Публикация «Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
С утверждением ФГОС познавательно – исследовательская деятельность школьников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения школьного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Сегодня я хочу рассказать вам о эвристических технологиях, как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с младшими школьниками с ОВЗ.
Изучив и проанализировав научно – методическую литературы, я апробировала технологию дополнительного образования «Эвристика».
Эвристика – специальный метод, используемый в процессе открытия нового или целая наука, изучающая продуктивное творческое мышление.
Отсюда и название программы – Эвристика.
В работе педагога по программе «Эвристика» информация вся в полном объеме поступает не от педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений.
Мы очень часто повторяем ребенку одно и то же: не бери руки в рот, мой руки перед едой, не ешь снег …
В любой ситуации необходимо найти такой способ, при котором бы ребенок осмысленно выполнял или не выполнял то или иное действие.
Что бы могли предложить мы в данном случае? Нужно помочь ребенку осознать, что снег не такой чистый, как кажется, растопив его в комнатных условиях; что под ногтями огромное количество грязи и микробов, рассмотрев содержимое под микроскопом и т. д.
И чем раньше ребенок с нашей помощью, а не на собственных ошибках научится познавать окружающий мир, тем самостоятельнее и свободнее он будет.
Любая тема, предлагаемая на занятиях обыгрывается не с точки зрения «представить как истину», а с позиции:
попробуй сделать,
догадайся,
придумай,
сделай сам,
ответь сам на вопрос,
найди решение,
найди выход из ситуации,
объясни явление,
как бы ты назвал?
На самом деле это нелегко – работать по эвристическим технологиям.
Это настоящее искусство. К этому и изобретательность, и терпение, и особый талант нужен.
Эвристическая технология обучающихся начальной школы – творческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная воспитателем, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира, направленная на достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта – актуально для младшего школьного возраста) и создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок и т. д)
Когда я начала работать с детьми, которые только пришли в школу, передо мной встала задача: адаптация каждого ребенка должна стать успешной и наименее тяжелой.
Как этого достичь?
Конечно же через игру. Эвристическую игру – открывающую игру!
Девиз эвристической игры : КТО ИГРАЕТ, ТОТ УЧИТСЯ.
Эвристическая игра дает младшим школьникам возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее.
Основные правила для успешного проведения эвристической игры :
1. Нет никакого повода руководить младшими школьниками в игре, необходимо правильно ее сопровождать: воспитатель не доминирует, а служит живым примером, как и что можно сделать с помощью вещей и материалов. Игра начинается так: обучающиеся смотрят на идею, действия других и подражают им, чтобы потом на основе этого развивать свои собственные идеи.
2. Эвристические игры предлагаются обучающимся не сразу, а постепенно. В течение года игры дополняются новыми предметами и материалами, неизвестные младшим школьникам, которые в последствии вызывают острый интерес к игре и служат придумыванию новых сюжетных линий построения игры.
3. Эвристические игры предлагаются ребенку в такие режимные моменты какнапример: во время умывания, обучающиеся узнали, что мыло будет пенится лучше, когда руки хорошо смочены. На прогулке, отгадывали загадки, знакомились с солнцем:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Солнышко.
Узнали о дне и ночи. Что солнце греет, летом можно босиком ходить. В классе с ребятами взяли стеклянные стаканы с водой и выставили на солнце-предметы нагрелись, стали теплыми. Убрали в тень-остыли.
Конечно, внедрение эвристических игр обучающимся, предусматривает создание развивающей предметно – пространственной среды, которая подчиняется следующим требованиям:
-она безопасна;
-содержит как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;
-удовлетворяет потребность ребенка в новизне, неисчерпаема, информативна;
- она комфортна для ребенка и взрослого (трансформируема, доступна, полифункциональная).
Для эвристической игры предлагаю использовать…
Природные материалы: шишки, большие перья, большая галька, бутылочные пробки, большие каштаны, мячики из шерсти и т. д.
Предметы из дерева: маленькие ящики, деревянные цилиндры, кольца для салфеток, кубики, короткие деревянные бруски, катушки, деревянные ложки, крупные деревянные бусинки и т. д.
Щетки: маленькая обувная щетка, малярная щетка и т. д.
Предметы из металла: маленькая сбивалка, связка колокольчиков, крышки для банок, чайное ситечко, металлические банки и т. д.
Предметы из различных материалов: шерстяной мячик, маленький плюшевый мишка, кожаный кошелек, маленькая матерчатая кукла, маленькая кожаная сумка с застежкой молнией, резиновый мячик, хлопковая лента, маленький блокнот, маленькая картонная коробка и т. д.
Безопасность: повседневные материалы для эвристических игр, разумеется, не изготовлены специально для детей. Поэтому материалы могут использоваться только под усиленным контролем взрослого.
«Корзина сокровищ» – это основная и одна из первых эвристических игр для детей. Расскажу о ней подробнее. Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка, деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина предлагается ребенку, когда дети приходят в школу. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, в то время как воспитатель сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости.
Как только ребенок познакомился с предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Младшими школьниками движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет ребенку понять, как работают те или иные вещи.
Играли в игру «Хорошо-плохо» :
Съесть конфету - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая.)
Съесть конфету - плохо. Почему? (Могут заболеть зубы.)
Огонь-это хорошо, почему? (От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.)
Огонь - это плохо. Почему? (Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.)
Листопад - это хорошо. (Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.)
Листья под ногами - плохо. Почему? (Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.)
А как ребятам было интересно, когда мы стали говорить о растениях. Провели опыт «Как пьют растения»
Для проведения опыта мы взяли: воду, стаканчики, красители (в данном случае использовались пищевые красители, листья салата (можно использовать и другие растения со светлыми листьями)
В стаканчиках с водой мы растворили красители. А затем опустили листья салата в воду. Нами был сделан вывод о том, что растения пьют воду благодаря прожилкам, так же мы увидели, что прожилки окрасились только в стаканчике красного цвета.
А когда я предложила вырастить соленые кристаллы, ребята не спали всю ночь (по рассказам родителей).
Для нашего опыта мы взяли: стаканчики с водой, соль, нить (мы использовали веточки хвойных деревьев)
Насыпали соль в воду до тех пор, пока соль не перестала растворятся.
А затем опускали нить и веточку лиственницы в солевой раствор. Запаслись терпением и подождали пока начнут появляться кристаллики. Восхищению и восторгу детей не было предела.
Я рассказала родителям о эристической технологии, родители с энтузиазмом включились в эту работу и предлагали свои идеи, новые компоненты для игр, делились своими впечатлениями, спрашивали совета и т. д.
Такая форма работы с родителями оказалась, как показывает практика, очень интересной как для самих родителей, так и для меня, как воспитателя.
Эвристическая технология меня захватила и увлекла, работу по данной теме можно представить в виде построения домика.
Он складывается из таких кирпичиков:
и до сих пор складывается из следующих частей:
- фундамент: изучение научно – методической литературы;
- Кирпичики:
создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
- составление и проведение эвристических игр для обучающихся;
- создание банка обмена идеями по эвристическому обучению как среди педагогов, так и среди родителей;
- трансляция опыта среди педагогов и родителей.
Главной особенностью эвристической технологии является его направленность на то, чтобы, создание условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, постоянно перемещая акцент на развитие мышление. Использование различных способов познания мира должно стать достоянием ребенка.
Обучение детей становится радостным и увлекательным с постоянным ощущением удовлетворения от преодоления трудностей в решении проблемной ситуации. Дети приобретают навыки творческого познания мира, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми, культуру общения. Каждый ребенок является объектом индивидуального внимания воспитателя и в то же время обеспечивается коллективная работа группы детей, что влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка.