Получи документы

Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ

Ирина Анатольевна Синицына
Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос:

«Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?

Какие знания ему дать в дорогу?»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние.

Публикация «Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

С утверждением ФГОС познавательно – исследовательская деятельность школьников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения школьного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Сегодня я хочу рассказать вам о эвристических технологиях, как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с младшими школьниками с ОВЗ.

Изучив и проанализировав научно – методическую литературы, я апробировала технологию дополнительного образования «Эвристика».

Эвристика – специальный метод, используемый в процессе открытия нового или целая наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Отсюда и название программы – Эвристика.

В работе педагога по программе «Эвристика» информация вся в полном объеме поступает не от педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений.

Мы очень часто повторяем ребенку одно и то же: не бери руки в рот, мой руки перед едой, не ешь снег …

В любой ситуации необходимо найти такой способ, при котором бы ребенок осмысленно выполнял или не выполнял то или иное действие.

Что бы могли предложить мы в данном случае? Нужно помочь ребенку осознать, что снег не такой чистый, как кажется, растопив его в комнатных условиях; что под ногтями огромное количество грязи и микробов, рассмотрев содержимое под микроскопом и т. д.

И чем раньше ребенок с нашей помощью, а не на собственных ошибках научится познавать окружающий мир, тем самостоятельнее и свободнее он будет.

Любая тема, предлагаемая на занятиях обыгрывается не с точки зрения «представить как истину», а с позиции:

попробуй сделать,

догадайся,

придумай,

сделай сам,

ответь сам на вопрос,

найди решение,

найди выход из ситуации,

объясни явление,

как бы ты назвал?

На самом деле это нелегко – работать по эвристическим технологиям.

Это настоящее искусство. К этому и изобретательность, и терпение, и особый талант нужен.

Эвристическая технология обучающихся начальной школы – творческая деятельность, в большей или меньшей степени организованная воспитателем, в которой ребенок выступает в роли исследователя окружающего мира, направленная на достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта – актуально для младшего школьного возраста) и создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок и т. д)

Когда я начала работать с детьми, которые только пришли в школу, передо мной встала задача: адаптация каждого ребенка должна стать успешной и наименее тяжелой.

Как этого достичь?

Конечно же через игру. Эвристическую игру – открывающую игру!

Девиз эвристической игры : КТО ИГРАЕТ, ТОТ УЧИТСЯ.

Эвристическая игра дает младшим школьникам возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее.

Основные правила для успешного проведения эвристической игры :

1. Нет никакого повода руководить младшими школьниками в игре, необходимо правильно ее сопровождать: воспитатель не доминирует, а служит живым примером, как и что можно сделать с помощью вещей и материалов. Игра начинается так: обучающиеся смотрят на идею, действия других и подражают им, чтобы потом на основе этого развивать свои собственные идеи.

2. Эвристические игры предлагаются обучающимся не сразу, а постепенно. В течение года игры дополняются новыми предметами и материалами, неизвестные младшим школьникам, которые в последствии вызывают острый интерес к игре и служат придумыванию новых сюжетных линий построения игры.

3. Эвристические игры предлагаются ребенку в такие режимные моменты какнапример: во время умывания, обучающиеся узнали, что мыло будет пенится лучше, когда руки хорошо смочены. На прогулке, отгадывали загадки, знакомились с солнцем:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

Солнышко.

Узнали о дне и ночи. Что солнце греет, летом можно босиком ходить. В классе с ребятами взяли стеклянные стаканы с водой и выставили на солнце-предметы нагрелись, стали теплыми. Убрали в тень-остыли.

Конечно, внедрение эвристических игр обучающимся, предусматривает создание развивающей предметно – пространственной среды, которая подчиняется следующим требованиям:

-она безопасна;

-содержит как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

-удовлетворяет потребность ребенка в новизне, неисчерпаема, информативна;

- она комфортна для ребенка и взрослого (трансформируема, доступна, полифункциональная).

Для эвристической игры предлагаю использовать…

Природные материалы: шишки, большие перья, большая галька, бутылочные пробки, большие каштаны, мячики из шерсти и т. д.

Предметы из дерева: маленькие ящики, деревянные цилиндры, кольца для салфеток, кубики, короткие деревянные бруски, катушки, деревянные ложки, крупные деревянные бусинки и т. д.

Щетки: маленькая обувная щетка, малярная щетка и т. д.

Предметы из металла: маленькая сбивалка, связка колокольчиков, крышки для банок, чайное ситечко, металлические банки и т. д.

Предметы из различных материалов: шерстяной мячик, маленький плюшевый мишка, кожаный кошелек, маленькая матерчатая кукла, маленькая кожаная сумка с застежкой молнией, резиновый мячик, хлопковая лента, маленький блокнот, маленькая картонная коробка и т. д.

Безопасность: повседневные материалы для эвристических игр, разумеется, не изготовлены специально для детей. Поэтому материалы могут использоваться только под усиленным контролем взрослого.

«Корзина сокровищ» – это основная и одна из первых эвристических игр для детей. Расскажу о ней подробнее. Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка, деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина предлагается ребенку, когда дети приходят в школу. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, в то время как воспитатель сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости.

Как только ребенок познакомился с предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Младшими школьниками движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет ребенку понять, как работают те или иные вещи.

Играли в игру «Хорошо-плохо» :

Съесть конфету - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая.)

Съесть конфету - плохо. Почему? (Могут заболеть зубы.)

Огонь-это хорошо, почему? (От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.)

Огонь - это плохо. Почему? (Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.)

Листопад - это хорошо. (Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.)

Листья под ногами - плохо. Почему? (Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.)

А как ребятам было интересно, когда мы стали говорить о растениях. Провели опыт «Как пьют растения»

Для проведения опыта мы взяли: воду, стаканчики, красители (в данном случае использовались пищевые красители, листья салата (можно использовать и другие растения со светлыми листьями)

В стаканчиках с водой мы растворили красители. А затем опустили листья салата в воду. Нами был сделан вывод о том, что растения пьют воду благодаря прожилкам, так же мы увидели, что прожилки окрасились только в стаканчике красного цвета.

А когда я предложила вырастить соленые кристаллы, ребята не спали всю ночь (по рассказам родителей).

Для нашего опыта мы взяли: стаканчики с водой, соль, нить (мы использовали веточки хвойных деревьев)

Насыпали соль в воду до тех пор, пока соль не перестала растворятся.

А затем опускали нить и веточку лиственницы в солевой раствор. Запаслись терпением и подождали пока начнут появляться кристаллики. Восхищению и восторгу детей не было предела.

Я рассказала родителям о эристической технологии, родители с энтузиазмом включились в эту работу и предлагали свои идеи, новые компоненты для игр, делились своими впечатлениями, спрашивали совета и т. д.

Такая форма работы с родителями оказалась, как показывает практика, очень интересной как для самих родителей, так и для меня, как воспитателя.

Эвристическая технология меня захватила и увлекла, работу по данной теме можно представить в виде построения домика.

Он складывается из таких кирпичиков:

и до сих пор складывается из следующих частей:

- фундамент: изучение научно – методической литературы;

- Кирпичики:

создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;

- составление и проведение эвристических игр для обучающихся;

- создание банка обмена идеями по эвристическому обучению как среди педагогов, так и среди родителей;

- трансляция опыта среди педагогов и родителей.

Главной особенностью эвристической технологии является его направленность на то, чтобы, создание условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, постоянно перемещая акцент на развитие мышление. Использование различных способов познания мира должно стать достоянием ребенка.

Обучение детей становится радостным и увлекательным с постоянным ощущением удовлетворения от преодоления трудностей в решении проблемной ситуации. Дети приобретают навыки творческого познания мира, партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми, культуру общения. Каждый ребенок является объектом индивидуального внимания воспитателя и в то же время обеспечивается коллективная работа группы детей, что влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие каждого ребенка.

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»Фотоотчет «Сотрудничество с отцами — одно из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ» Фото отчет «Сотрудничество с отцами – одно из важнейших направлений в воспитательно - образовательной деятельности детского сада» Шелехина.

Годовой отчет о воспитательно-образовательной работе с воспитанниками второй младшей группы за 2018–2019 учебный год Годовой отчет воспитательно-образовательной работы с воспитанниками второй младшей группы «Родничок» за 2018–2019 учебный год Характеристика.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми подготовительной группы за 2020–2021 учебный год Состав группы 27 человек. Возраст детей от 6 до 7лет. Работали по основной общеобразовательной программе МКДОУ.

Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета»Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета» Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие.

Отчет по воспитательно-образовательной работе с детьми второй младшей группы за 2016–2017 учебный год Воспитательно–образовательная деятельность осуществлялась исходя из задач примерной основной общеобразовательной рабочей программы группы,.

Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности по ПДД в ДОУ Перспективное планирование воспитательно- образовательной деятельности по ПДД в ДОУ Перспективное планирование по ПДД составлено с учетом.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Технология исследовательской деятельности как средство достижения образовательного результата. Соснова Галина Константиновна. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на выполнение государственных стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 26 мая 2021 в 11:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эвристическая технология как средство оптимизации воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Синицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД