Получи документы

Подборка речевых игр для автоматизации звуков «[С], [З], [Ц]»

Кумызова Евгения
Подборка речевых игр для автоматизации звуков «[С], [З], [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРЫ - ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Игры – звукоподражания помогают ребёнку закрепить правильное произношение звука. Поэтому в них можно играть как на этапе постановки звука, так и позднее. Кроме того, в эти игры, как правило, включаются и движения пальчиков. Значит, они способствуют и развитию мелкой моторики пальцев рук. Итак, предлагаем несколько игр, которые можно применять при автоматизации свистящих звуков (С, З, Ц).

«ПЕСЕНКА ВОДИЧКИ»

Публикация «Подборка речевых игр для автоматизации звуков „[С], [З], [Ц]“» размещена в разделах

Ребёнок показывает, как правой рукой «открывает кран», затем перебирает пальчиками, показывая, как течёт водичка, и поё т: «С-С-С-С-С-С» до тех пор, пока «не закроет кран», то есть покажет пальчиками правой руки, как он это делает.

«НАСОС»

Вы спрашиваете у ребё нка: «Ты видел, как насосом накачивают колёса» Затем предлагаете показать руками, как двигается насос, когда он работает. Выполняя рукой поступательное движение сверху вниз, ребёнок произносит сначала только звук «С-С-С-С», а затем сливает слоги: «С, С-СА, С, С-СО, С, С-СУ, С, С-СЫ, С, С-СЭ».

«КОМАРИКИ»

Вы сжимаете кулачки, и говорите: «Это домики, в этих домиках живут комарики. Утром солнышко пригрело, комарики разлетелись» (Ребёнок разжимает кулачки, растопыривает пальчики, и поё т песенку комарика: «З-З-З») Целый день комарики резвятся, летают, и поют: «З-З-З-З» (пальчики показывают движение крылышек у комара). Они летают, и кусаются: «З. З. З. З» (при это пальчиками показываем хватательные движения). А вечером, когда солнышко садится, комарики летят домой: «З-З-З-З» (постепенно сгибаем пальчики, и закрываем кулачки, и спать ложатся.

«БУДИЛЬНИК»

Как работает будильник? Правильно, вначале нужно его завести. А когда он звонит, нужно нажать на кнопочку, чтобы звоночек замолчал. Ребёнок движениями пальчиков показывает, как «заводит будильник». Затем изображает звонок: «Дз-з-з-з-з-з-з-з». Звонит до тех пор, пока вы ему не положите руку на плечо – «на кнопочку».

«ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»

Правила игры очень просты. Она проводится по типу вопрос - ответ. Вы задаёте вопрос, ребёнок отвечает. Его ответы, хоть и просты, играют большую роль в формировании двигательной функции артикуляционного аппарата. Звукоподражания могут быть самые различные, в том числе и пение гласных звуков (оно способствует развитию речевого дыхания и переключаемости движения губ). Итак, ваш вопрос – ответ ребёнка.

• Как плачет малыш? --- Уа, уа, уа.

• Как разговаривает ослик? --- Иа-а, иа-а, иа-а.

• Как лает собачка? --- Гав, гав, гав.

• Как тикают часики? --- Тик-так, тик-так, тик-так.

• Какова песенка водички? --- С-с-с-с-с-с…

• Как ползает оса? --- С-с, с-с, с-с, с-с (при этом пальчиками показать осу).

• Как летит комарик? --- З-з-з-з-з (при этом помахать пальчиками).

• Как шелестит ветерок листочками? --- Ш-ш-ш-ш-ш…

• Как ползёт змея? ---Ш-ш-ш, ш-ш-ш (и показать рукой, как она ползёт).

• Как зовут цыплят? --- Цып, цып, цып (и покрошить пальчиками зёрна).

• Как просят тишины? --- Ц! Ц! Ц! (пальчик прислонить к губам).

• Как заводят моторчик? --- Д, д, д, д, д,д…

Вы можете продолжить список вопросов, используя любые несложные звукоподражания.

ИГРЫ СО СЛОВОМ

Игры со словом помогают ребёнку не только закреплять правильное произношение звука в слове, предложении, но и способствуют развитию так называемого «фонематического слуха». То есть ребёнок приучается слышать звук в речевом потоке, а также различать близкие по звучанию звуки.

«КОМАРЫ И ОСЫ»

Эта игра помогает ребёнку увидеть различие на слух и в произношении звуков «С» и «З», Вначале вы уточняете с ребёнком, как звенят комары? Ребёнок показывает, как комарики летают и поё т: «З-з-з-з-з». А как ползают осы? Ребёнок, перебирая пальчиками, показывает осу и поё т: «С-с-с-с-с». Затем вы предлагаете ему послушать слова внимательно и показать, чью песенку он слышит в слове: песенку осы или песенку комарика? Вы произносите слова, голосом выделяя нужный звук, ребёнок показывает, какой звук он слышит в этом слове (З или С). Слова выбирайте такие, чтоб было хорошо слышно нужный звук. Например: с-санки, з-звонок, с-сок, нос-с, з-звезда, роз-за, с-сумка, кос-са, з-замок, с-сапоги, з-зонтик, з-забор, кактус-с, арбуз-зы.

«СКАЖИ, КАК Я».

В эту игру целесообразно играть, когда ребёнок только научился правильно произносить звук. Кроме того, она помогает развивать в ребёнке ловкость в игре с мячом. Ребёнок вслед за Вами, поймав мяч, отчётливо произносит слово, утрируя, выделяя интонационно нужный звук, и возвращает Вам мяч. Приведём примеры слов для нужных нам звуков.

Звук «С» : С-слон, кос-са, лес-с,, с-сахар, волос-сы, рис-с, с-самолёт, рос-са.

Звук «З» : З-заря, роз-за, з-забор, арбуз-з, з-змея, коз-злёнок, ваз-за, звез-зда.

Звук «Ц» : Цирк, шприц, боец заяц, колодец, цепь, цапля, циркуль. (При произнесении звука «Ц» следует произносить его резко, отчётливо, не тянуть).

«ПОДСКАЖИ КУКЛЕ ЗВУК»

Вы показываете ребёнку куклу – растрёпу. Ах, она какая торопыга, торопится, и слова не договаривает. Давай, поможем нашей кукле правильно проговаривать слова. Вы говорите за куклу слова, не проговаривая последний звук, а ребёнок произносит слово правильно, и говорит, что кукла неправильно сказала. Например: пылесо – пылесос, насо – насос, огурре – огурец, автобу – автобус, шпри – шприц, поко – покос, колоде – колодец, кузне – кузнец, и т. д.

«ЗВУКОЕДИК»

В этой игре, наоборот, ребёнку нужно найти в слове первый звук. Вы говорите, что у нас завёлся «звукоедик», который съедает в слове первый звук. Спаси эти слова, скажи их правильно. И называете слова без первого звука. Что такое амолёт? – Самолёт. Приведём примеры слов для нужных нам звуков.

Звук «С» : Санки, сон, сын, суп, сумка, сок, савок, спички, слон, самокат, стол, стул, самовар, самолёт, сова, свет, сад.

Звук «З» : Забор, замок, завод, зайчик, зонтик, золото, Зоя, зубы, зубр, звезда, звонок, звери, злость, зоопарк.

Звук «Ц» : Цапля, цокот, цукаты, цыган, цыплёнок, цирк, циркуль, цветок, цвет,

«ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Эта игра способствует формированию у ребёнка умения выделять в слове первый звук, и называть слово именно с заданным звуком. В то же время, играть в неё можно, когда у ребёнка есть достаточный словарный запас, чтобы он мог подобрать нужное слово и ответить на вопрос. Вы сразу проговариваете правило, что все слова должны начинаться, например, на звук «С». Я – любопытный, буду тебя обо всём спрашивать, а ты подбирай ответ на звук «С», и отвечай мне. (аналогично можно играть с другими звуками). Итак, примерные вопросы и ответы для звука «С» :

Где ты был? – В саду.

• Что там растёт? – Сливы.

• Что ты ел? – Сосиски.

• Что ты пил? – Сок.

• Что видел в небе? – Самолёт.

• Что у тебя было в руках? – Сумка.

• На чём ты катался? – На самокате.

• Кого ты там встретил? – Свету (Сашу, Соню).

• Где работает твоя мама? – В садике.

• На чём катаются зимой? – На санках.

Приведём примерные вопросы и ответы для звука «З» :

• Куда ты ходил? – В зоопарк.

• Кого там видел? – Зебру (зубра, зайца).

• Кого там встретил? – Зою (Захара, Зину).

• Что ты кушал? – Зефир.

• Что держал в руках? – Зонтик.

• Чем огорожен зоопарк? – Забором.

• Где работает твой папа? – На заводе.

• Что у тебя заболело? – Зубы.

• Что вил в небе? – Звёзды.

• Когда будем кататься на лыжах? – Зимой.

• Где жили рыцари? – В замке.

• Что звенит в школе? – Звонок.

Примерные вопросы и ответы для звука «Ц» :

• Куда ты ходил? – В цирк.

• Кто там выступал? – Цыгане.

• Что было слышно? – Цокот копыт.

• Кто есть у курочки? – Цыплёнок.

• Кто живёт в болоте? – Цапля.

• Что нужно взять, чтоб начертить круг? – Циркуль.

• На чём привязана собака? – На цепи.

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Данная игра помогоает на только автоматизировать в рсзговорной речи нужный звук, но и способствует формированию у ребёнка мыслительной операции «обобщение». Суть игры заключается в том, что вы называете четыре слова, три из которых относятся к какому – либо сообществу, группе предметов (мебель, одежда, овощи, цветы, птицы и т. д., , а четвёртое – лишенн в этом списке. И ребёнок должен найти это слово и объяснить, почему оно лишнее. Предлегаем для этой игры слова с интересующими нас звуками, то есть «С», «З», «Ц».

• Свитер, сарафан, косынка, сапоги.

• Слива, абрикос, апельсин, свёкла.

• Колбаса, сосиски, масло, сковорода.

• Самовар, кастрюля, стакан, сок.

• Собака, ослик, свинья, сова.

• Роза, мимоза, незабудка, ваза.

• Зубр, бизон, заяц, коза.

• Лиза, Зоя, Зина, Захар.

• Зебра, обезьяна, змея, зоопарк.

• Цыган, цышанка, цыганёнок, цыплёнок.

• Супница, салатница, соусница, мельница.

• Пловец, беглец, борец, молодец.

• Лисица, волчица, медведица, синица.

• Певица, художница, танцовщица, сестрица.

«ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО»

В этой игре ребёнок должен быть очень внимателен, и проявить быстроту реакции. Ребёнок кладёт руку Вам на ладонь, и повторяет за Вами слова, которые Вы называете. Но вы заранее договариваетесь, что какое –нибудь слово, например «СТРЕКОЗА», будет «заколдованное». То есть ребёнок должен его не повторять, а быстро отдёрнуть руку. Иначе Вы его руку в свою ладонь, и он проиграл. Тогда игра повторяется. Слова можно подбирать любые, но с нужным нам звуком. Если ребёнок уже хорошо произносит все три звука, можно брать трудные слова. Но нужно следить за правильным произношением. Если ребёнок ошибся, спокойно его поправить, и пусть он повторит.

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

В эту игру играть весело, потому что ребёнок либо вспоминает знакомые стишки, либо, как ему кажется, на ходу «сочиняет» стихи сам. И в то же время такие действия способствуют формированию у ребёнка слуховой памяти, слухового внимания. Итак, вначале Вы говорите:

«Гладко, плавно лился стих. Вдруг спотконулся и притих.

Ждё т он и вздыхает: слова не хватает.

Чтоб дальше в дальний путь стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть. Подскажи словечко».

И начинаете читать стихи, время от времени останавливаясь, чтобы ребёнок подобрал слово в рифму и назвал его. Остаётся только подобрать стихи с полхлдящими звуками, в данном случае «С», «З», «Ц».

• У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.

Рано утром в сад зелёный я козлёнка … (отнесу).

• Льются слёзы у Оксанки, у неё сломались… (санки).

• Слушай, и запоминай, и красиво называй

Все слова со слогом «СА» : полоса, оса… (коса).

Все слова со слогом «СО» : соня, сода… (колесо).

Все слова со слого «СЫ» : косы, бусы и (весы).

• Зайку бросила хозяйка, под длождём остался… (зайка).

• Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык, опрокинул… (грузовик).

• Слушай, и запоминай, и красиво называй

Все слова со слогом «ЗА» : стрекоза, забор… (глаза).

Все слова со слогом «ЗЫ» : вазы, музыка. (тазы).

Все слова со слогом «ЗО» : Зоя, золото. (бизон).

• Ну и баловница младшая … (сестрица).

Бабушка ругается: «Экая… (проказница)».

Мама улыбается: «Просто… (безобразница)».

Спокойно не сидится нашей… (баловнице).

• На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его. (скворец).

• Над рощицей, над мельницей кружится… (метелица).

Снег замёл все лужицы, кружится по… (улицам).

• Слушай, и запоминай и красиво называй

Все слова со слогом «ЦА» : цапля, улица… (пыльца).

Все слова со слогом «ЦЫ» : зайцы, мельницы… (птенцы)

Все слова со слогом «ЦО» : деревцо, крыльцо… (кольцо).

ЧИСТОГОВОРКИ

Чистоговорки хороши тем, что позволяют ребёнку, когда он только-только нгаучился произносить звук, постепенно вводить чистый звук в слог, слово, фразу. И в то же время чистоговорки, как правило, сопровождаятся пальчиковыми играми и упражнениями, что облегчает их запоминание, и в то же время помогоает развивать мелкую моторику пальцев рук. Приведём примеры.

1. Са – са –са, са – са – са. Показать указательным пальчиком

Укусила нос оса. кончик носа.

Со – со –со, со- со- со. Соединив указательные и большие

Стал мой нос, как колесо. пальцы, показать «колесо».

Сы – сы – сы, сы – сы – сы. Погрозить по очереди указательным

Не боюсь я злой осы. прпавым и левым пальчиками.

Су – су –су, су –су –су. Как бы «схватить» осу в кулачок,

Я уже поймал осу. и накрыть другим кулачком.

2. За – за – за, за – за- за. Показать правой рукой рожки,

Вот идёт коза. как у козы.

Зу – зу – зу, зу - зу –зу. Быстро перебирая, «шагаем»

Догоню сейчас козу. пальчиками по столу.

Зу – зу –зу, зу –зу –зу. Сложить ладошки, как

Накормлю козу. мисочка.

Зе – зе –зе, зе –зе –зе. Показать пальчиками, как

Травки дам козе. щиплем травку.

3. Ец – ец –ец, ец – ец –ец. Движением ладошек показываем,

К нам летит скворец. как скворец машет крыльями.

Ца –ца –ца, ца –ца –ца. Соединяем по очереди пальчики

Ждали мы скворца. от укзательных до мизинца

Цу –цу –цу, цу –цу –цу Стучим кулачками друг по другу,

Домик сделали скворцу. как молоточком.

Цы –цы –цы, цы –цы –цы. Пальчиками показываем «клювик»,

Песни нам поют скворцы. сначала правой, затем левой рукой.

СЧИТАЛКИ

Все дети любят считалки. Ведь их можно использовать в любой игре, где приходится кого-то выбирать. Да и считалка сама по себе – это игра, которая помогает формировать у детей чувство ритма, слуховую память, а также согласование слова с движением руки. Кроме того, считалку дети всегда проговаривают отчётливо, ведь каждое слово произносится совместно с движением руки. Выучите с ребёнком несколько считалок, и используйте их в различных ситуациях. Увидите – ребёнку понравится.

• На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса.

На сосне сова осталась.

Под сосной лисы не стало.

• Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина.

Посчитай – ка, не ленись.

Да смотри, не ошибись.

• Вот со звуком «С» считалка:

Полоса, насос, скакалка,

Соловей, сорока, сон.

А змея – из круга вон!

• Шла Зоя с заморья,

Несла кузоволк.

В том кузовочке

Лежали грибочки.

Кому – гриб, кому – два.

А тебе, дитятко, весь кузовок!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’]Логопедическая игра «Гусеница на рыбалке» для автоматизации звуков [Р] и [Р’] Предлагаю вашему вниманию игру, для создания которой понадобились старые компьютерные диски, разноцветные пластмассовые брелки для ключей,.

Логопедическая игра «Забавные бутылочки» для автоматизации звуковЛогопедическая игра «Забавные бутылочки» для автоматизации звуков Предлагаю вашему вниманию новую игру по автоматизации звуков. Она стала для меня настоящей находкой! Для изготовления материала к игре.

Логопедическая игра «Звуковая меморина» для автоматизации звуков [Ч], [Щ]Логопедическая игра «Звуковая меморина» для автоматизации звуков [Ч], [Щ] .

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Автор публикации:
Подборка речевых игр для автоматизации звуков «[С], [З], [Ц]»
Опубликовано: 21 мая 2023 в 19:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка речевых игр для автоматизации звуков «[С], [З], [Ц]»» (включая файлы) размещена пользователем Кумызова Евгения (УИ 2649403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД