Мария Краюшкина
Эссе «Создание педагогом условий для развития детской одаренности в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
Дети – это наше будущее, достояние любой страны! А одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал. Современное общество, как никогда нуждается в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.
Публикация «Эссе „Создание педагогом условий для развития детской одаренности в ДОО“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Значение дошкольного детства в становлении личности ребенка трудно переоценить. Кроме того, раннее детство и дошкольный возраст – это самый сенситивный период для развития проявлений одаренности, т. е. такого качества психики, которое определяет возможность достижения человеком незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Поэтому, данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях, эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
В принципах реализации ФГОС ДО акцент делается на деятельностный подход в воспитательно - образовательном процессе с детьми. Ведь развитие личности происходит в деятельности. Развитие – это сложный процесс становления личности, который может протекать как прогрессивно, так и регрессивно, в зависимости от условий.
Какие же условия должен создавать педагог для развития детской одаренности?
На мой взгляд, ведущее значение имеет здесь компетентность педагога, которая должна проявляться в индивидуальном подходе к детям, в разработке индивидуального образовательного маршрута, диагностики. Нельзя забывать, что каждый воспитанник – неповторимая личность! Даже среди одаренных детей нет похожих друг на друга.
Главное во взаимодействии с одаренными детьми это педагог. «Только личность может воспитать личность» (К. Д. Ушинский). А значит, воспитатель сам должен проявлять творчество, активность, свободно варьировать формами, методами и способами воспитательно – образовательного процесса.
Так же здесь важна индивидуализация образовательного процесса. Ведь одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы. Необходимо заинтерисовать их в поиске истины. Например через проектную деятельность, викторины, опытно – исследовательскаую деятельность, кружки. Соответственно предметно – пространственная развивающая среда, окружающая ребенка, должна быть насыщенной, вариативной, стимулирующей в нем познавательную активность и творчество.
Взаимодействие воспитателя с детьми должно быть личностно – ориентированным, с целью содействия максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей детей. Ребенок должен быть субъектом в этом взаимодействии, проявляя самостоятельность, активность, инициативность.
Воспитатель должен проявлять чуткость к воспитанникам: создание эмоционально благоприятной атмосферы, поощрение инициативы, любознательности.
Одним из условий развития одаренности детей, несомненно, имеет взаимодействие с родителями: реализация детско – родительских проектов, создание родительских клубов, индивидуальные консультации психолога, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Таким образом, мы увидели, что для развития детской одаренности в дошкольном возрасте необходимы следующие условия : личность педагога; индивидуальный подход в обучении и воспитании; условия предметно – развивающей среды; различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями; система взаимодействия всех специалистов ДОО; различные психолого-педагогические условия.
«Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый
опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую
развитию человека».
К. Роджерс