Екатерина Рязанцева
Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности.
Ход тренинга:
1. Актуализация темы тренинга.
- Что такое одаренность? Какого ребенка следует считать одаренным? Как развивать детскую одаренность?
Ответить на эти вопросы предлагаю в ходе совместной деятельности – посадки цветов. Не случайно
Публикация «Тренинг для воспитателей „Самое важное о детской одаренности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Дети - цветы жизни
Аналогия между человеком и растением удачно передана в стихотворении С. Маршака
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
- Предлагаю выбрать понравившийся цветок и приступить к его посадке.
Вопросы для обсуждения в процессе посадки цветов:
1. Что нужно для того, чтобы посадить цветок?
2. Что нужно знать садовнику, чтобы вырастить красивое, здоровое, цветущее растение?
3. Всем ли растениям нужны одинаковые условия?
4. Какую роль играет садовник в процессе выращивания цветка?
5. Все ли садовники одинаково ухаживают за цветами?
6. Существует три стратегии выращивания цветка:
* посадив цветок, можно перестать его замечать.
* можно искусственно активизировать его рост, ускорить его развитие.
* можно ухаживать за цветком, учитывая его особенности, создать оптимальные условия для его развития.
- Какой же способ наиболее эффективный?
Так и в работе с детьми необходимо учитывать особенности каждого ребенка, создать условия для его развития. Взрослые являются главными в деле воспитания и развития ребенка. Дома – это родители, в д/саду – педагоги.
2. Виртуальный эксперимент. Перед вами супер-луковицы голландского гладиолуса с высокими природными свойствами, другие – обычного гладиолуса.
Простую луковицу я посадила вовремя, вовремя ухаживала, поливала, а супер-луковицу не посадила вовремя, полить забыла. Как вы думаете, что будет в результате?
Вот так на примере цветов мы подошли к самому важному в вопросах о детской одаренности.
Основой всего являются задатки – природные анатомо-физеологические особенности, с которыми человек рождается. Это особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, свойств нервной системы. Задатки могут превратиться в способности, а могут и не превратиться, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточного высокого уровня.
Бывает так, что у одних людей способности в какой-то деятельности проявляются быстрее, интересней, оригинальней. Тогда можно говорить об одаренности. Одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей.
Карл Витте считал, что любой ребенок способен стать гением. Ребенок, которому взрослые помогают развить способности, обойдет тех, у которых их было больше от природы, но развитием их никто не занимался. И разница между такими детьми может быть большая. Влияние среды на ребенка огромное. Ни один ребенок не будет развиваться там, где ему плохо, где он испытывает дискомфорт.
Так от чего же зависит развитие одаренности?
Важную роль в развитии способностей играют задатки, среда и деятельность, которой занимается ребенок. Но важным еще является и познавательный интерес к этой деятельность, желание заниматься этой деятельностью, мотивация. Специалист в области детской одаренности, психолог В. С. Юркевич считает, что от без радостных занятий будет похвала и даже знания, но не будет способностей.
Формула одаренности: одаренность = могу + хочу
Важно создать среду, наполнить жизнь ребенка деятельностью, но еще важнее вызвать интерес к этой деятельности, создать ситуацию успеха. Желание овладевать знаниями, должно быть связано с положительными эмоциями. Это и является главной задачей в развитии детской одаренности.
Посадив прекрасные цветы, вы узнали самое важное о детской одаренности. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем мероприятии, о цветах жизни- детях.
Не случайно В. А. Сухомлинский когда-то сравнил одаренность с маленьким ростком: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
2. Упражнение «ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ»
Перед вами три варианта ответов. Необходимо разложить под ними высказывания- утверждения.
3. Упражнение «Педагог-даритель»
В основе слова одаренность лежит слово дар. Если есть дар, должен быть и даритель. Что мы как педагоги можем подарить ребенку, что можем сделать, чтобы развить детскую одаренность. Передавая друг другу подарочный пакет, наполните его «дарами».