Елена Ганина
Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на тему: «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребёнка дошкольного возраста»
Первоочередная задача психолога – помощь тем, кто в ней нуждается. Я работаю психологом в детском саду. Пришла я в эту профессию, далеко не случайным человеком, а имея уже опыт работы с детьми детского сада, профессионального училища, школы. Став педагогом – психологом, я многое для себя открыла и переосмыслила. В процессе своей практической работы, наблюдений и консультаций я сталкиваюсь с проблемами агрессивности, тревожности, страхов, неуверенности у детей. А у родителей, этих детей, преобладает стремление улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие минимизировано внимание к своим детям, поэтому ребёнок испытывает трудности в усвоении норм этого мира, здесь и возникает проблема эмоционального неблагополучия наших детей.
Публикация «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Увидев эту проблему, я провела диагностику эмоционально – волевой сферы ребёнка, по результатам сформировала коррекционную группу детей. Разработала рабочую программу, которая помогает мне осуществлять мою деятельность с детьми. Маленькие, открытые, эмоционально восприимчивые, дети всегда готовы к контактам. Особенно, когда видят глаза взрослого, и чувствуют его расположение. А, если, взрослый готов пригласить в мир сказок и игр, то он и друг, и мама, и волшебница одновременно. Всё происходит, как бы интуитивно, я иду к ним с посылом любви и дружбы, мне хочется всех прижать, обнять, порадовать. И, первое, что видят дети, это моя улыбка, приветливые слова, затем пара фраз, переходящих в контактный диалог на детские темы и, конечно же, приглашение к игре. Игры у нас самые разнообразные: кукольный театр, подвижные игры, ролевые, конструкторские. Варианты игр многогранны, направлены на выражение своих чувств, эмоций, способностей, мечтаний. А если кто – то из детей захочет тишины и уединения, то у нас есть релаксационная комната; световой модуль с песком; музыкой природы; мягкими удобными креслами цветными световыми огоньками.
В настоящее время дети не умеют правильно выражать свои эмоции, они смеются над болью человека, который упал или поранился, не смеются при виде смешного клоуна, не умеют удивляться сюрпризам…
Ребёнок познаёт мир эмоций через игру, а кто должен этому научить? Конечно же – родители.
Корректируя эмоциональную сферу детей, постепенно прихожу к мысли, что без взаимодействия с родителями не обойтись. Отношения родителей с маленьким ребёнком оказывают решающее влияние на возникновение и исчезновение у него психологических проблем. Большинство детских проблем корнями уходят в детско-родительские отношения. Только меняясь сами, родители помогают измениться ребенку. В свою очередь, стараюсь научить каждого взрослого вчувствоваться в мир ребенка, понять детей и жить, содействуя и радуясь вместе с ними. Понимая, что только совместная работа с родителями воспитанников может дать положительный результат в решении этих проблем, я разработала проект совместных занятий для детей и родителей, где родители заново учатся правильно пользоваться своими эмоциями и помогать своим детям в развитии эмоционального благополучия.
В своей работе с родителями много внимания уделяю психологическому просвещению, считая главным передать им знания о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, эмоционального благополучия. Для того чтобы сделать психологические консультации наиболее интересными использую презентации, памятки, релаксационные упражнения и проблемные ситуации, а родители моих воспитанников отвечают искренней заинтересованностью в психологических знаниях, стремлением меняться на благо своих детей.
На протяжении всей своей деятельности, при проведении работы с родителями, я всегда помню и цитирую фразу, при проведении работы с родителями : «. Семья - первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как, верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец». [И. А. Ильин - русский философ, публицист]. И мне всегда это помогает.
Как же выглядит эмоционально благополучный ребёнок? По моему мнению, он таков: - улыбчив, непосредственен, разговорчив, не драчлив, не грубит родителям, обладает чувством юмора, не ворует, не криклив, не обижает других, способен преодолевать эгоцентрическую позицию, слушает других, доброжелателен.
Каким я вижу результат своей деятельности?
- Это эмоционально благополучный ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеющий сопереживать.
- Родитель, который знает, как понять своего ребёнка, как развивать, чувствуя поддержку и духовную близость друг друга, быть единым целым – семьёй.
Детский сад – это место, где воспитывают счастливых детей, а психолог – обязан создать условия для этого. Моя педагогическая концепция основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, и я ориентируюсь на его потребности и возможности.