Раиса Маркс
Эмоциональная поддержка ребёнка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная поддержка ребенка в семье
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький, с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Публикация «Эмоциональная поддержка ребёнка в семье» размещена в разделах
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешние проявления эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т. п. Важнейшие показатели личностного роста ребенка, его адаптивные возможности – эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности, соответствующий естественной допустимой норме.
Способность ребенка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивают ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных и межличностных конфликтов.
Самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной или завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны, но основная – нарушение детско-родительских отношений.
Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 – 5 лет. Любовь детей к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым. Именно в 4 – 5 лет характерны высказывания: «Мама меня не ругает – она меня жалеет», «Мама, я никогда жениться не буду: я тебя очень люблю». Безусловно, это схема, но она, верно, отражает выраженную потребность в эмоциональном контакте с родителями. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями, так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа «Я», соотносимого с половым и более узко сексуальным развитием.
Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены вследствие разных причин. Один вариант, особенно у мальчиков, связан с излишней принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется без души, формально, не учитывая высокую потребность в теплоте, взаимности, отзывчивости и сострадании. Другими словами, у матери отсутствует непосредственность в выражении чувств, когда ее отношение к ребенку зависит часто от того насколько он оправдывает ее ожидания.
Другой вариант – эмоциональное неприятие матерью каких-то нежелательных, с ее точки зрения черт темперамента и характера ребенка. Нередко в этом отражается скрытый конфликт с мужем т. е. не выражаемое внешне недовольство его характером. В полной мере оно проявляется в отношениях с похожим на отца мальчиком, который является источником постоянного раздражения для матери и своеобразным «Козлом отпущения» для ее негативных чувств.
В рассмотренных случаях можно говорить об односторонней любви ребенка к матери или даже о безответной любви. И вопросы детей типа: «Мама, ты меня любишь?» — должны обращать на себя внимание как сомнение в прочности чувств и беспокойство по поводу их неразделенности.
У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточной активной ролью в семье. Он не придает значения эмоционально близким отношениям с дочерью, бывает слишком занят, эмоционально блокирован в семье. Иногда этому способствует ревность матери, чувствующей себя обделенной вниманием со стороны мужа. Любой контакт отца с дочерью осуществляется через посредничество матери. В таком случае девочка эмоционально разлучена с отцом, что является причиной напряжения и беспокойства, выраженных повышенной возбудимостью, капризами и плачем.
Другая проблема, возникающая в данном возрасте, это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут «поделить» своих родителей. Ревность чаще возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным причинам одному из них родители уделяют больше внимания и времени, чем другому. А бывает и так: один из детей больше «устраивает» родителей покладистостью, полом и многим другим тогда, обойденный теплотой и вниманием ребенок с обидой воспринимает отношения к нему родителей, особенно родителя другого пола. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми.
Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроем ее членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное сочувствие ребенка – определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям, к себе самому.