Алевтина Шиленок
Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения».
Публикация «Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Высказывание Н. К. Крупской актуально и на сегодняшний день. Мне как специалисту дошкольного учреждения, предоставляется уникальная возможность оказывать помощь и поддержку семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка. Ведь огромное счастье помогать взрослым – понимать и любить своих детей!
Эмоциональное благополучие, играет очень важную роль в развитии и становлении личности, поэтому поддержка и помощь семьям в данном вопросе просто необходима.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к
нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Согласно исследованиям, ученых Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру.
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия :
1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
2. Общий эмоциональный тонус.
3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и
невербальном плане.
Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Размышляя об этом, вспоминаю глаза родителей, впервые столкнувшихся с трудностями адаптации к детскому саду, с проблемами в воспитании в период возрастных кризисов ребенка, глаза полные тревоги и растерянности… которые после доверительной беседы наполняются уверенностью, спокойствием и благодарностью.
Я полностью согласна с мнением Л. С. Выготского, что семья является важным элементом в развитии личности ребенка. Особенно в дошкольном возрасте, когда взрослый является центральным звеном деятельности ребенка, так как в этом возрасте дети подражают своим родителям, совершенно не выделяя себя и свое поведение. Поэтому при каждой возможности общения с родителями я стараюсь донести, не только «педминимум», но и то, что счастье наших детей зависит в первую очередь от того, насколько мы находимся в гармонии с собой, со своим супругом, а отнюдь не от количества посещаемых ребенком кружков или наград.
Ведь здоровье детей, их эмоциональное благополучие - это, прежде всего зеркальное отражение жизни их семьи.
Если родители действительно хотят видеть своего ребенка творческим, жизнерадостным, открытым, познающий себя и окружающий мир, то они могут создать условия в семье, где ребенка не надо будет воспитывать, он будет самовоспитываться, подражая близким.
Ведь для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.
Моя задача, как педагога - психолога - помочь родителям учитывать индивидуальные и возрастные особенности их ребенка в воспитании, чтобы ребенок рос в атмосфере уверенности, безопасности и защищенности. Поэтому в нашем детском саду родители с удовольствием посещают родительские гостиные, детско – родительские мастер – классы, тренинги и пр.
Считаю, что залог эмоционального благополучия и развития ребенка в обоюдной заботе и ответственности, как специалистов образовательных учреждений, так и семьи.
Список литературы:
1. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников : Автореф. Дис. Канд. пед. наук. –М., 2010.
2. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. – М., 1982. -4.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2016.
4. Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. – Екатернбург: АРТ ЛТД. 2007.
5. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. М., - 2016
6. Демина К. А. Дети и деньги. Что разрешать, что запрещать, к чему готовиться. С-Пб. : Питер, 2015.