Ольга Калмыкова
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции — это краски души,
они прекрасны и зрелищны.
Когда ты ничего не испытываешь,
мир делается тусклым и бесцветным.
Уильям Пол Янг
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.
Публикация «Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Актуальность выбранной темы:
Главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи: изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольника;
- выявить особенности эмоционального развития у дошкольников;
- рассмотреть способы развития эмоциональных нарушений у дошкольников.
Действия и мероприятия в процессе работы:
Изучение психолого-педагогической литературы, интернет – источников;
Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Посещение занятий у воспитателей ДОУ;
Посещение педсоветов, семинаров, участие в дискуссиях, родительских собраниях;
Проведение практических занятий, консультаций для педагогов и родителей;
Обобщение результатов на педсовете.
1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме;
Постановка целей и задач, составление плана работы.
2 ЭТАП - Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Разработка календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Разработка конспектов занятий по социально-эмоциональному развитию с использованием разнообразных методов и приемов;
Подготовить для детей психогимнастические упражнения;
Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников для групповой и тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.
3ЭТАП - Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;
Анализ и самоанализ проделанной работы;
Выступление на педсовете.
Календарно-тематического планирования по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь «Наша Дружная семья» Формировать представления о семье, и ее членах семьи, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации; воспитывать любовь и уважения к своим родным.
Октябрь «Эмоциональное состояние детей и взрослых» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость настроение близким людям.
Ноябрь «Чему я удивляюсь и что я люблю?» Формировать представления о различных эмоциональных состояниях, о том, что у каждого есть свои любимые занятия, связанные временем года; развивать умение передавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненными ситуациями.
Декабрь «Эмоциональное состояние» Развивать умения различать по мимике, жестам разные эмоциональное состояния; приучать вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах; воспитывать чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.
Январь «Я и ее мое настроение» Углубить представления об эмоциональных состояниях людей, понимать выраженные в мимике, жестах, пантомиме, действиях, интонации речи, формировать понимание необходимости учитывать настроение сверстника в общении с ним.
Февраль «Что такое страх?» Познакомить с эмоцией – страх, развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать о них; воспитывать чувства доброты, милосердия, взаимопонимания, сострадания.
Март «Эмоциональное состояние людей» Углублять представления эмоциональных состояниях взрослых, детей о зависимости настроения человека от обстоятельств, в которые он попадает; развивать выразительность речи; воспитывать желание помочь близким людям, сверстникам.
Апрель «Закрепление знаний о чувствах» Закрепление умения различать чувства; закрепление мимических навыков; повышение у детей уверенности в себе; формировать навыки саморегуляции.
Май «Я и сверстники» Расширять представления о сверстниках, воспитывать доброжелательные отношение т терпимость, развивать умение определять эмоциональное состояние других детей, помогать им в случае необходимости.
Работа с родителями на 2016 – 2017 учебный год.
Месяц Тема
Сентябрь Индивидуальное консультирование на тему «Ребёнок в детском саду. Помощь в адаптации»
Октябрь Памятка «Десять ключей успешного воспитания»
Ноябрь Консультация «Ребенок отказывается от еды»
Декабрь Индивидуальная беседа «Типы родительской любви»
Январь Консультация «Когда у родителей, разные подходы к воспитанию»
Февраль Рекомендации «СДВГ у детей дошкольного возраста»
Март Консультация «Градус упрямства»
Апрель Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников
Май Консультация «Использование игротерапии в обучения детей дошкольного возраста»
Список литературы
1. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» авт. сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград, 2007г.
2.. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников : занятия, игры. М., 1999.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
6. Шалаева Г. П. и др. «Новые правила поведения для воспитанных детей» М. 2006г.
7. Шорыгина Т. А. Общительные сказки
8.. Иванова Г. П. Театр настроений. М. : Издательство «Скрипторий», 2003.
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. - Мозаика Синтез,2016.
10. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: Корифей. 2006.
11. Киселева Н. Г. Формирование у дошкольников социально-эмоциональной сферы личности (статья в интернете)
12. Слободчиков И. М. Эмоциональное развитие ребенка (статья в интернете). Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет. – Волгоград: Корифей. 2006.