Грушевский Игорь Владимирович
Эссе «Педагогика и театр. Что общего и в чём различие» Часть 6 из 6
▼ Скачать +Заказ
Педагогика и театр. Что общего и в чём различие
Все фотографии принадлежат автору этого блога Игорю Грушевскому.
Когда мы с однокурсниками встречались в последний раз, я случайно уронил очки. Пока их поднимал, заляпал стёкла, а специальной салфетки с собой не захватил. Пришлось вытирать подручными средствами – краем своей майки. Мои сокурсники вдруг засмеялись и напомнили, как двадцать лет назад у меня случился казус с очками… У нас было первое театральное выступление, и наш режиссёр вносил последние правки и случайно мне сломал очки. Его страх, моё волнение, его извинения, починка очков подручными средствами – изолентой, потом, во время выступления полученная травма – упал на стёкла (разбился реквизит) и содрал кожу на пальце и опять подручными средствами «залеченный» палец – забинтовали салфеткой и скотчем… Что значат очки для близорукого человека? А ещё пораненная рука во время дебюта? Не трудно представить, какие были эмоции у Вашего покорного слуги. И вот, после выступления, состоялся разговор с режиссёром. Одна из тем была о режиссуре. Режиссёр вдруг бросил, что мне лучше не быть режиссёром, а лучше стать кем-то другим… Разговор запал глубоко в душу. «Учителей», почему-то всегда много и самое глупое их слушать. Прав был Лев Николаевич Толстой, когда привёл пример с граблями. Пока сами на свои грабли не наступим и не схватимся за лоб, не начнём верить в свои способности.
Публикация «Эссе „Педагогика и театр, Что общего и в чём различие“ Часть 6 из 6» размещена в разделах
Прошло несколько лет, и я получил предложение стать лаборантом, а мне очень хотелось быть педагогом и эту новость принял с воодушевлением. Было условие: поступить в магистратуру на экономику. Поступил и место, вдруг, исчезло! И тут облом? Не буду вдаваться в подробности, на грабли больше не наступал, в итоге стал не только актёром и режиссёром, а ещё, как ласково называли меня ученики, учителем по КаВээНу.
Актёр учит, отражая жизнь, учитель учит, наполняя жизненными знаниями.
Профессия педагога и актёра публичная: актёр выступает на сцене, а педагог у доски. Герой, которого изображает актёр, не просто перед тобой что-то разыгрывает, а ещё и учит. Учит быть добрым, чутким, не совершать глупых поступков.
У педагога и актёра главный инструмент – речь (которая должна быть чёткой, внешний вид, эмоции, поведение. А ещё педагог и актёр служат примером (должны служить).
Педагог и актёр испытывают эмоциональное напряжение – урок и выступление забирают много сил. Как сказал Константин Кушнер: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». А у актёра со зрителями происходит взаимообмен. Энергия возвращается назад к актёру.
Педагога тоже могут подпитывать ученики. Когда учитель видит их восторженные глаза, их рассказы, их тягу к знаниям, ко всему новому и интересному, то педагог понимает, что он всё делает не зря. Это придаёт энергии и творческих сил.
Педагог и актёр – должны донести смысл (просто сказать – мало, нужно правильно донести, чтобы мысль была понятной).
Актёр выступает со сцены словно из мира Зазеркалья.
У педагога такой «роскоши» нет – он перед учениками как на ладони. Выступление педагога интерактивное. Педагог не может, как актёр, спрятаться за свой образ. Если актёр сфальшивит, это можно либо обыграть (импровизация, либо махнуть рукой – завтра придёт новый зритель. Педагог так не может.
Педагог не хуже актёра (иногда и лучше) умеет перевоплощаться, входить в образ и радовать «зрителя».
Театр, в каком-то смысле, тоже школа, но в этой школе нет классических учеников и учителей. Про актёров можно сказать, что они не постоянны – часто исполняют разные роли. У них главное понять не зрителя, а персонажа и тогда со сцены идут незаметные подсказки (так считают некоторые эксперты, и чем они незаметнее, тем лучше зрители-ученики впитывают (должны впитывать) «учебный» материал.
Педагогу, чтобы лучше понять ученика, нужно представить себя на его месте.
Театр играет важную роль в нашей жизни, он является главной частью человеческого развития. Школа является храмом знаний. Жизнь представляет собой бесконечное познание. Как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», и как гласит народная поговорка: «Век живи – век учись».
Мой стиль работы с детьми.
Сначала мы беседовали с детьми. Каждый ребёнок рассказывал о своих интересах, какие персонажи ему нравятся, кем он хотел быть. Пообщавшись с каждым по отдельности, я уже видел кого он может сыграть. Писал роли под конкретных детей. Всегда хотелось, чтобы ребёнок мог раскрыть себя. Неоднократно приходилось работать с не очень простыми детьми. Знакомый психиатр сказал про мой стиль, что это называется духовная психотерапия.
Я старался делать так, чтобы каждый ребёнок был задействован и его роль была ключевой. Самое главное заинтересовать ребёнка, и тогда он с увлечением погружается в работу. Мои сценарии были частично музыкальные. В группе был один мальчик, который на школьных уроках всегда молчал. Я очень рад, что его получилось расшевелить. Постепенно. И он с каждым разом всё смелее стал говорить текст на репетициях. Через пару недель он уже пытался петь. И выходило у него неплохо. Но, к сожалению, раскрыться его таланту было не суждено. У него была очень плохая успеваемость, он мог остаться на второй год и ему пришлось бросить театральную студию в пользу учёбы.
Для чего ребёнку нужен праздник? Почему так хочется волшебства, когда все знают, что его не существует? Или существует? Дети радостно встречают переодетых взрослых в костюмах сказочных героев. Взрослые и сами получают удовольствие от «перевоплощений». Только ли взрослые-артисты и дети? Да нет же! Взрослые-зрители с не меньшим удовольствием принимают участие в «сказке», и, если есть возможность «примерить на себя» образ сказочного героя – воспользуются этим, ведь в тот момент, в душе, они всё те же дети, которые когда-то ждали праздник и путешествия в сказочный мир.
Заключение
Театр не может существовать без зрителя, как школа без учеников.
Театр и школа воспитывают и учат своих зрителей / учеников, но делают это по-разному. Если актёр должным образом «преподаёт» со сцены, то у зрителя и героя появляется один и тот же эмоциональный заряд. Педагог старается научить детей тому, чему ребёнок не научится сам, говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте.
У актёра и педагога есть общие помощники – герои произведений.
Театр учит зрителя доброте, милосердию, любви, справедливости.
Педагог учит детей эмпатии, доброте, милосердию, любви, справедливости.
Между актёром и педагогом есть одно характерное различие: актёр учит, отражая жизнь, учитель учит, наполняя жизненными знаниями.
Спасибо за внимание!