Татьяна Мамедова
Характеристика общего недоразвития речи
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Характеристика ОНР по Левиной :
ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
При ОНР наблюдается позднее начало речи, скудный запас, дефекты произношения и фонематического образования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного её состояния до развёрнутого с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Публикация «Характеристика общего недоразвития речи» размещена в разделах
Условно выделяют 3 уровня.
Первые 2 очень глубокие нарушения речи.
1 уровень
– харак-ся полным или почти полным отсутствием словесных средств общения (5-6 лет,
- словарный запас очень скудный и состоит из звукоподрпжаний и звукокомплесов.
- ребёнок активно пользуется жестами, часто производит неадекватное впечатление на окружающих.
- нарушена структура слова
-дифференцированное обозначение предметов отсутствует ( например: объединяет предметы по 1 сходству)
- Фраза на 1 уровне отсутствует, лишь у некоторых детей наблюдаются попвтки высказать мысли.
-пассивный словарь значительно шире.
- существенную роль играет лишь лексическое значение, грамматические отсутствуют.
Часто такой уровень речи бывает у моторных алаликов, встречается и при других патологиях.
2 уровень
- харак-ся тем, что речевые возможности детей значительно возрастают (7-10 лет).
-имеет фразу, этим он резко отличается от1-го уровня.
-фраза агграматична, использует в основном общеупотребительные слова, но таких слов довольно много
- слово хоть и искажено в фонематическом отношении, но уже просматривается его структура.
- дети этого уровня легко общаются, и жесты они ещё употребляют. Дети путают значение слов.
- нет родовых понятий
- преобладает предметный словарь
- в определ. условиях дети понимают и различают форму ед. и мн. Числа
- затруднён процесс словообразования
- нарушено до16-20 звуков
- нарушена сложная слоговая структура, выделяется ударный слог.
3 уровень
- речь качественно не отличается, речь более развёрнута
- грубых лексико-грамматических нарушений нет
- нарушена сложная слоговая структура
- появляются в словаре глаголы, наречия. Порядковых числительных, предлоги, согласуют окончания слов
- не сформирована синтагма (логическая еденица языка)
- ребёнку становится доступным описательный рассказ, легко общается
Жукова, Мастюкова, Филичева выделяют 4-й уровень:
-характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики и грамматики и не нарушенным звукопроизношением
- есть аграмматизм, но не нарушено звукопроизношение.
Они также рекомендуют шкалу оценки понимания речи :
1 уровень: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт голоса (4-6 м.)
2 уровень: ребёнок понимает отдельный инструкции, подчиняется словесным командам (в норме 10 мес.)
3 уровень: понимает название отдельных предметов, узнаёт изображение на картинке.
4 уровень: ребёнок понимает обозначение действий в различных ситуациях, может понять двухступенчатую инструкцию, отвечает на вопросы, устанавливает причинно-следственные связи (в норме 3 года)
5 уровень: ребёнок понимает короткие рассказы с опорой на зрительный
6 уровень: ребёнок понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне ситуации.
В случае отсутствия понимания речи, важно оценить то как он воспринимает жесты и мимику, использует их или нет.
Причины ОНР
1. Эндогенные (внутренние) – наследственная предрасположенность, генетически обусловленные причины.
2. Экзогенные (внешние) – последствие инфекций, травм, нарушение дыхания плода (возможно внутриутробно, хронические болезни матери и др.
Клиническая классификация ОНР
Сформулировала Е. М. Мастюкова.
Выделяют 3 основные клинические группы симптомов по ОНР:
1 группа – несложный вариант
Отмечаются только признаки речевые, без явных нервно- психической деятельности.
2 руппа – осложнённый вариант
Имеют место инцефалопатическая симптоматика (мозговая недостаточность) сопровождающаяся неврологическими психопатологическими синдромами:
- гипертензионные (повышенное внутричерепное давление)
- церебрастенический
- синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности.
3 группа – наиболее стойкая
Специфическое недоразвитие, которое клинически называется моторная алалия, здесь имеют место инцефалопатические нарушения с органическим поражением речевых зон мозга.