Карина Камалова
Эссе «Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приспособления детей с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде является одной из актуальнейших на сегодняшний день и имеет существенное значение в жизни ребенка.
Ведь если не научить ребенка общению в социуме, если не развивать у ребенка сенсорное развитие, то ребенок будет расти замкнутым.
Публикация «Эссе „Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Интеграция ребенка с нарушением зрения в общество не может происходить так же, как у здоровых сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом. Поэтому на мой взгляд, именно психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте- основное, в чем нуждаются дети, имеющие зрительную патологию.
С каждым днем детей, имеющих зрительные патологии всё больше. Родители, сталкиваясь с этой проблемой становятся беспомощными. Поэтому очень важна поддержка грамотного специалиста. Для того, чтобы суметь смягчить стресс семьи в связи с принятием слабовидящего ребенка.
На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом, как о личности глубоко ущербной. Слепым приписывали разнообразные отрицательные качества: дурные привычки, отсутствие духовных интересов. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушения зрения.
На современном этапе развития, взгляды на слепых людей изменились, но проблема осталась.
Работая в детском саду для детей с нарушением зрения, я ежедневно сталкиваюсь с такими детьми. Вижу их проблемы, вижу то, как им трудно входить в общество. Так как их сложные диагнозы не дают им в полную меру видеть. Они лишены этого счастья. Но вместе с тем, у них так много тех качеств, которых не всегда встретишь у здоровых людей. Это их любознательность, доброта, сострадание, любовь к жизни. Эти дети уже с младенческого возраста знают, что такое выживать, в этом мире. Они носят аклюзии, а значит, не видят мир в той мере, каким видит его здоровый человек. Но несмотря на это, они без роптаний учатся жить, обслуживать себя, получать знания, дружить, любить.
На мой взгляд, именно в младшем дошкольном возрасте, происходит вхождение ребенка в социум. И от того, как это произойдёт, будет зависеть дальнейшая жизнь ребёнка.
Как говорил Зигмунд Фрейд, все комплексы человека, берут своё начало в детстве. Именно поэтому, мы видим, насколько важна и ответственна роль воспитателя, дефектолога. Так как эта работа с живыми душами. И я, как воспитатель детей с нарушением зрения понимаю, какая важная миссия у меня. Поэтому, я стараюсь сделать всё, что от меня зависит для того, чтобы ребёнок безболезненно мог войти в социум. Чтобы он чувствовал, что он нужен и важен, что с его желаниями и потребностями считаются, что его всегда услышат и поймут. Именно тогда, когда ребёнок это понимает, он начинает раскрываться. И тогда, стирается грань между дефектом и ребёнком. Он начинает чувствовать себя полноценным человеком.
Таким образом, именно специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа должна помочь детям, максимально приблизиться в своих возможностях, к нормально видящим сверстникам, во всех сферах деятельности.
С самого начала, следует обращать внимание, на целенаправленное воспитание у малышей с патологиями зрения, желание вступать в тесный контакт с ближайшим окружением. Нужно найти подход к ребёнку, суметь увидеть его положительные качества, и сделать на них акцент. Для этого, педагогу нужно быть истинным, душевным, тонким психологом. Нужно так заинтересовать ребёнка, чтобы он из пассивного зрителя, стал активным участником процесса. Педагог не должен всё делать за ребёнка, нужно добиться того, чтобы ребёнок стал исследователем. Педагог лишь проводник или помощник. И главная его задача состоит в том, чтобы направлять и организовывать деятельность так, чтобы ребёнок мог раскрыться.
Самое главное не изолировать ребёнка от общества, а наоборот активно его адаптировать. Я считаю, что очень важно донести это до родителей. Что у них не проблемный ребёнок, а очень интересный, со множествами замечательных качеств. Что их ребёнок изумителен, не смотря на некоторые ограниченные возможности. Что самая важная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы ребёнок не ощущал барьера. И относиться нужно к такому ребёнку также, как и к здоровому. Ребёнок не должен ощущать жалости к себе. Ведь ничто не унижает человека так, как жалость.
Вот насколько важно найти правильную позицию, золотую середину, научить ребёнка жить с этой патологией и использовать свои компенсаторные возможности.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть всю актуальность данной темы. По моему мнению, эта проблема будет актуальна во все времена. Тем более, что детей со зрительной патологией становится с каждым днём всё больше. А мудрых родителей всё меньше. Они беспомощны перед данной проблемой. И кто, как не мы, поможем принять и полюбить детей такими! Это не легкая задача, но работа над ней стоит того. Ввести ребёнка в общество, которое будет относиться к нему толерантно и будет его ценить. Ведь каждый ребёнок, неповторим и уникален, независимо от того, есть ли у него ограничения в возможностях или нет!